


Рвачество всегда остается рвачеством

Проблема развития муниципального пассажирского автотранспорта возникла не во время пандемии, она довольно давняя, она тянется на протяжении многих лет и связана с проблемой перераспределения бюджетных средств между муниципальными и частными перевозчиками. Сюда же надо добавить и проблему конфликта интересов.
Все эти проблемы последние годы постоянно были на слуху у нижегородцев и отнюдь не способствовали улучшению транспортного обслуживания населения.
С приходом нового губернатора и нового мэра (который уже ушел), этой проблемой занялись, взявшись за наведение порядка в транспортных схемах, в распределении транспортных маршрутов и в бюджетном обеспечении.
Ситуация была такой – все муниципальные предприятия на момент прихода Никитина оказались банкротами, городская дума оказалась не в состоянии разрешить конфликты интересов, сложившиеся в транспортной сфере.
И тот факт, что за последние два-три года сменилось около десятка руководителей транспортного департамента города и руководителей муниципальных транспортных предприятий, что было великое множество конфликтов между частными перевозчиками и «муниципалами», свидетельствовал именно о том, что в сфере транспортного обеспечения Нижний Новгород был в полном провале.
За последние два года, безусловно, удалось кое-что сделать. Заработала в конце концов некая транспортная схема, которая была призвана уравновесить интересы муниципальных организаций и частников, конкурсы по распределению маршрутов стали более открытыми, прозрачными. Были привлечены дополнительные средства на развитие муниципальных транспортных предприятий. Получен новый подвижной состав. Все это позволило перенаправить развитие общественного транспорта в позитивное русло и улучшить возможности нижегородцев передвигаться по городу.
Одновременно с этим удалось внедрить карточную систему оплаты проезда, уйти от собирания «налички», что создавало возможности для ухода от налогообложения, и позволяло транспортным предприятиям, особенно частным, скрывать реальные доходы.
Стали появляться «умные» остановки, передвижение пассажирского автотранспорта было поставлено под контроль. Были приняты решения о передаче ряда функций по формированию муниципального пассажирского транспорта в областное правительство, для управления пассажиропотоком на уровне агломерации Нижний Новгород, а не просто отдельных районов.
Все это начало работать достаточно эффективно. Муниципальные предприятия перестали быть убыточными, частники оказались в достаточно комфортных условиях по обеспечению нижегородцев транспортными услугами.
Но продолжалось это до тех пор, пока не возникла пандемия коронавируса. Введение карантинных мер привело к тому, что пассажиропоток резко уменьшился. Естественно, частным перевозчикам это стало невыгодно. Вопрос о компенсации их убытков не решался ни на уровне города, ни на уровне региона, ни на федеральном уровне. Некоторые частные перевозчики в один прекрасный момент отказались выходить на маршруты в условиях отсутствия пассажиропотока и работать себе в убыток.
Но поскольку город должен продолжать жить, рабочим, которые вынуждены ходить на работу в условиях карантина, необходима возможность передвигаться, добираться на работу и обратно. Эту задачу взялась решить администрация города. И способ решения в этих условиях был только один: лишить лицензии частных перевозчиков, отказавшихся обслуживать маршруты, и выдать разрешение на их обслуживание муниципальному пассажирскому автотранспортному предприятию.
Безусловно, это временное решение проблемы в условиях распространения коронавируса и режима самоизоляции. После того как карантинные меры будут преодолены, снова возникнет вопрос, привлекать или не привлекать частный транспорт к обслуживанию пассажиропотоков, чем компенсировать недостатки автобусного транспортного обеспечения – трамваями, троллейбусами, где, когда, как? То есть, снова будет поднята тема комплексного решения проблемы.
Думаю, что новое руководство города помимо тех вопросов, которые у него сегодня находятся на первом плане, а это проблемы сползания откосов, недостаточности и засорения «ливневки» во время дождей, должно будет решать и проблему общественного транспорта.
Какими силами и средствами обеспечить транспортную связанность города и соблюсти интересы всех участников процесса без конфликта интересов, это очень сложная задача, которую предстоит решить городским и областным властям. Когда коммерческие рейсы становятся убыточными, государственная и муниципальная система оказывается эффективнее. Но с возвращением рыночной ситуации вновь возникнет необходимость сотрудничества с частными перевозчиками.
Однако при этом надо будет иметь в виду, что первыми в нынешних непростых условиях отказались перевозить нижегородцев те, кто на первое место в обеспечении населения транспортными услугами ставит личный доход и личную выгоду. Те, кто не хочет поступаться той нормой прибыли, к которой привык в период бардака в транспортной сфере.
Как только в ней взялись наводить порядок, норма прибыли стала уменьшаться, что вполне естественно. Она стала принимать цивилизованный вид – когда население платит нормальные деньги за проезд, а перевозчики честно платят налоги. Но для этого нужно было уйти от наличной оплаты и обеспечить отказ от так называемых «выгодных» и «невыгодных» маршрутов.
В этих новых условиях такие люди, как владелец ООО «Лидер-транс» Эдуард Степанов, которые на первое место ставят личную прибыль и не желают поступиться своими финансовыми интересами, стали давить на руководство города. Они отказывались от внедрения системы «карточной» оплаты под разными предлогами бойкотируя ее принятие. Они отказывались обслуживать маршруты в условиях пандемии, когда снизились доходы.
Тем самым они четко сказали: «нам плевать на интересы жителей», мы будем давить на городскую власть, чтобы она обеспечила нам нашу привычную норму прибыли и привычный для нас бардак в этой сфере».
Меня радует, что городская администрация не пошла на поводу таких, прямо скажем, не самых этичных требований. Я за то, чтобы интересы горожан соблюдались в полном объеме.
Рвачество всегда остается рвачеством. Это не рынок, это базар. А мы хотим рыночных отношений.


