Шотландский резонанс: Что вместо?
Не знаю, радоваться или
огорчаться следует по поводу того, что после референдума в Шотландии,
существующие противоречия между нею и остальной
Великобританией усиливаются, а процесс выяснения
отношений после референдума и на официальном, и на межличностном
уровнях протекает в радикальных формах . Радоваться нечему,
ибо ещё один конфликт не добавляет стабильности в мире. Но и огорчаться
по большому счёту нет серьёзных оснований. Возрождающиеся нации, словно
дети малые, учатся самостоятельно ходить, падая при этом,
ушибаясь и плача. Таков процесс познания мира и становления в нём. К
этому надо относится, как к должному.
Хотя
очевидно, что так не думают те, от кого уходят или пытаются уйти,
усматривая в этом предательство. Брошенные всегда оскорблены в своих чувствах,
ведь им дают понять, что в них нет нужды, что они надоели в качестве
повседневных спутников жизни, что они не удовлетворяют возросшим или
вновь открывшимся жизненным запросам и потребностям уходящего. Им (ушедшим)
даже мстят, преследуя претензиями и разоблачениями, показывая всем « каков на
самом деле этот вчерашний партнёр». Нечто подобное будем наблюдать и мы по
случаю не состоявшегося «развода» шотландцев с англичанами. Чтобы не
повадно было другим, им устроят такую «порку», что мало не покажется.
Ведь шотландцы покусились не только на целостность
Великобритании, но и на единство Европы и даже — смотри дальше и
глубже — на евро-атлантическое единство.
На
очереди не только баски и каталонцы в Испании, Монако во Франции, Венеция
в Италии. Ждут подходящего случая фламандцы в Бельгии, баварцы в
Германии. А тирольцы, разделённые в своём подданстве между
Австрией, Италией и Германией, давно жаждут воссоединения, которое если и может
состояться, то только через развод с действующими партнёрами. Американцы,
запуская процесс дезинтеграции СССР и Югославии, в целях достижения
своего геополитического превосходства, не думали , что открывают «ящик
пандоры». Американцам можно простить их незнание, что «надежды, остающиеся на
дне шкатулки, чаще всего не сбываются». Они вообще многого в этом мире не знают
и не понимают. И почти никогда не думают о последствиях содеянного.
Но то, что
позволительно молодым и неопытным нациям, не простительно
старым. И прежде всего тем из них, которые стояли у истоков современной
цивилизации. Им то должно быть понятно, что остановить процесс этнического
пробуждения «окриком со стороны» невозможно.
Шотландский
референдум с исследовательской точки зрения тем и интересен,
что позволяет выйти на важные обобщения, которые, в свою очередь, помогут
в схожих случаях избежать повторения ошибок. А то, что мы имеем
дело с тенденцией — сомневаться не приходится: процесс пошёл.
И дело здесь не в первом министре Шотландии Алексе Салмонде.
Происходящее
в Шотландии лишь подтверждает существование атомизации обществ и
суверенизации государств по этническому принципу. И, как демонстрируется на
практике, не вследствие политического процесса. Сказать, что политика в
этом не участвует — значит сказать неправду. Участвует, но в качестве субъекта,
пытающегося «прыгнуть» на подножку последнего вагона уходящего
поезда. И это понятно. Для политики вообще и для каждого политика в
частности нахождение вне процесса или на его обочине смерти подобно. А
суверенизация по этническому принципу ведет к разрушению сложившейся политической
системы, а значит и к существенному обновлению политической элиты.
При этом смена политических декораций едва ли упростит
ситуацию.
Идущие
сдвиги в мировых отношениях, являются, по природе своей, тектоническими и
затрагивают куда более важные сферы с точки зрения человеческого
общежития и человеческих отношений. Если отрешиться от
политкорректности и называть вещи своими именами, то мы наблюдаем не
просто отделение малого от большого, мы наблюдаем настоящее бегство человека от
деградирующего и разрушающегося общества. Он бежит из
мегаполисов и крупных городов — этих обителей цивилизации,- которые
превратились в настоящие фабрики по перемалыванию человеческой плоти и сущности
в нечто совершенно противоположное изначально созданному. Город, вместо
прибежища талантов, знаний, технологий, превратился в убежище убийц, негодяев,
воров и мошенников всех мастей. На его «предприятиях, учреждениях культуры и
храмах науки» сформировалась такая идейно-философская концепция выживания, в
которой не находится места совести, порядочности, добру и
великодушию. Человек «сожрал» в себе всё, что воспроизводит и
питает его духовность и доедает остатки жизнеобеспечивающих земных
запасов.
В своём
пока ещё неосознанном бегстве человек тянется к прародителям:
семье и роду. Но, обнаружив их неспособность сопротивляться
разрушительным тенденциям, устремляется к нации. В свою очередь нация,
движимая интересами выживания и самосохранения, пытается вырваться из
замкнутого цивилизационного круга, «отсидеться на задворках
цивилизации», либо принять активное участие в её сломе и обновлении. Если мы
верно подмечаем эту тенденцию, то наше будущее в
значительной мере зависит от того, что каждый найдет в своём
национальном убежище, на каких принципах и условиях будет формироваться
ренессанс той или иной нации?
На
какие действия и поступки коллективный разум толкнёт те нации, которые самой
историей развития сдвигаются с постаментов, долгое время возвеличивавших
их в качестве образцов цивилизации, но уже утративших свою былую ценность
и привлекательность? Хватит ли им понимания и ответственности не
сопротивляться веяниям времени, или же во имя самосохранения они готовы
пожертвовать человеческой цивилизацией?
Наконец,
кто придёт им на смену, и каким запасом « человечности» они будут
обладать? Что они предложат всем нам в качестве парадигмы развития? Как они
будут утверждать новые принципы, правила общежития и следовать им в
повседневной жизни?
Очевидно,
что распад и дробление коснутся, прежде всего, тех много
национальных и поликонфессиональных государств, которые не имеют
сильных объединяющих скреп, которые подавили у объединённых народов чувство
нации, не создали для развития содержательности национального организма,
соответствующих этому государственных и административных форм и
регуляторных механизмов.
Затем
придёт черед тех государств, которые созданы на вненациональной основе и
являются плавильным котлом для эмигрантов. Здесь свою разрушительную роль
будут играть не национальные неудовлетворённости, а неудовлетворённости,
вызванные отсутствием национальных корней.
Разумеется,
на обломках отмирающего мира лидирующие позиции займут те страны, которые
образованы по этническому принципу и имеют серьёзный внутренний
самообеспечивающий потенциал. Это также может быть и союз стран,
сформированный большим государствообразующим народом,
способным создать комфортные условия для процветания и
мирного сожительства всех объединяемых им наций и народов.
Первоочередное значение будут иметь объединяющие качества этноса. Но на
геополитический успех могут рассчитывать только те из них, которые будут
способны предложить группе пограничных этносов и народов проверенную
временем программу совместного проживания, обеспечивающую достаток и процветание,
безопасность и самосохранение. Эти критерии будут иметь особую ценность
на весь переходный период жизни, который всегда сопровождается
отсутствием принципов и правил. А это благодатная почва для
самых экспансивных и агрессивных.
Правомерно
напрашивается вопрос: как эти тенденции отразятся на России, на её целостности?
Многие из угроз, обозначенных ранее, имеют непосредственное
отношение к нашей стране. Мы самая многоликая страна мира, объединяющая
около 200 этносов, народов и национальностей, говорящих на
150 языках. Здесь представлены практически все крупные религии мира, в том
числе 4 крупнейшие: православное христианство, ислам, иудаизм, буддизм.
Россия в своей истории последних 100 лет в большей мере, чем кто-либо
проявляла падкость к социальным экспериментам, восприимчивость к
разрушительным преобразованиям. В силу своих размеров,
географического и климатического положения, запасов полезных ископаемых и
жизнеобеспечивающих факторов, она привлекает интересы многих наций.
С другой стороны, мы одна из немногих стран мира, обладающая
самодостаточностью. Мы самая «просторная» страна, способная представить любой
нации и народу, проживающему на её территории, возможность для расширения
жизненного пространства и применения своих национальных особенностей в
культурной, социальной и экономической жизни. Мы обладаем богатейшим
многовековым опытом благополучного совместного проживания,
сохранения межнационального единства даже в условиях социальных
конфликтов, революций и гражданских войн.
Наконец,
мы имеем уникальный, а может быть и единственный в мире народ, который,
будучи государствообразующим, не претендует ни на какие привилегии, ущемляющие
другие этносы, народы и нации.
В
совокупности это тот случай, когда «от добра — добра не ищут». Тем не
менее, руководству страны, в рамках продолжения избранного курса,
предстоит много сделать для того, чтобы вызвать в каждом из российских
народов потребность к дальнейшему развитию, реализации своих
возможностей в рамках одной страны. На этом пути русскому народу,
как важнейшему консолидирующему фактору, предстоит вернуть себе лидерские
качества, как в вопросах совершенствования своего внутреннего
состояния, так и в организации государственного устройства и
общественного развития на свойственных ему принципах справедливости и
равноправия. Это тем более важно в условиях, когда, судя по намерениям США и их
сателлитов, главный удар будет наноситься по русскому народу и русскому миру.
Мы все должны хорошо помнить и понимать, что, на самом деле,
всякая борьба с «царизмом», «коммунизмом», «централизмом» была и остаётся
борьбой против русского народа. Яркий тому современный пример,
происходящее на Украине, когда природу появления бендеровщины и
«антимоскальства» объясняют большевизмом и якобы устроенным им
«голодомором». При этом большевизм ассоциируется исключительно с русским
началом. Фарисейству нет предела. Уж не Украина ли и не её ли
западные территории подарили Миру идеолога и практического
организатора ГУЛАгов Троцкого-Бронштейна и целую плеяду выдающихся
революционеров, анархистов и бомбистов. Современные «правосеки» и
«майдановцы» мало в чем уступают им в части жестокости и нетерпимости.
Нынешняя
атака на Путина В.В. и на т.н. «путинизм» не является исключением. Организаторы
её хотели бы одновременно решить две задачи: лишить русских национального
лидера, каковым является Путин, и лишить Путина явно выраженной и активно
осуществляемой поддержки русского народа. Не допустить реализацию этих планов –
значит обеспечить мир и стабильность в стране на ближайшие десятилетия ,
экономическое и геополитическое лидерство России в 21 веке.
Оригинал материала опубликован на ленте АПН.