Система должна меняться
Происходящие сегодня изменения в
сфере здравоохранения – речь идет о реорганизации лечебно-профилактических
учреждений – позволяют сказать, что достаточно длительный период система копила
ресурсы, чтобы потом сделать некие прорывы. Сложность заключается в том, что
сразу увидеть изменения нельзя, для того, чтобы новая система заработала в
полную силу и люди оценили результат, нужно определенное время. Нужно немного
терпения – все шаги сделаны, все основные направления определены, движение
началось.
На мой взгляд, бо́льшая часть
вопросов, возникающих у населения, связана с низкой информированностью людей о
своих правах по программам государственных гарантий – что им положено, а что
нет. Сегодня мы можем обеспечить своих пациентов полностью как
диагностическими, так и лечебными мероприятиями. И если мы говорим о
трудностях, с которыми пациенты сталкиваются в той или иной сфере, то чаще всего
это связано с личностными качествами конкретных сотрудников, которые принимают
больных, и с низкой информированностью последних.
Возможно, нам следует расширить
контакты с пациентами, чтобы объяснить суть процесса и показать те
преимущества, которые они получат от реорганизации системы здравоохранения. Да,
мы сообщаем о новом оборудовании и новых лекарствах, но мы очень мало общаемся
с ними, не находим времени с ними поговорить. Отчасти это связано и с
достаточно жесткими нормативами амбулаторной помощи, жесткими графиками работы
в стационарах, которые не дают возможности медицинскому работнику уделить
пациенту дополнительное время. Может быть, мы немного разучились общаться
с пациентами – понимание этого в медицинском сообществе сейчас созрело, эта тема
все больше обсуждается.
Надо, чтобы врач как можно больше
времени мог уделить пациенту и как можно меньше – заполнению документов и
выполнению несвойственных ему функций. При этом нельзя назвать оптимальное
соотношение количества врачей и количества пациентов в лечебном учреждении –
очень многое зависит от профиля отделения. В хирургии – одна нагрузка на врача,
в терапии – другая. За последние годы министерство здравоохранения России
разработало так называемые порядки оказания медицинской помощи больным по
различным заболеваниям, где прописаны рекомендуемые штатные нормативы, то есть
количество врачей и медицинских сестер.
Проблема здесь заключается в том,
что как бы мы ни желали увеличить количество штатных единиц, сегодня есть
дефицит врачей, дефицит медицинского персонала. За последнее время мы видим
рост внимания к молодым специалистам, и они реже уходят в другие сферы после
окончания мединститутов, но пока изменения не очень большие. Необходимы решения
о дальнейшем повышении заработной платы врачей, а также, возможно, о
дополнительных социальных гарантиях или привилегиях – это позволит обеспечить
приток медицинских кадров.
Сегодня мы сталкиваемся с таким
явлением, как миграция врачей из других регионов в Нижегородскую область.
Единственная проблема – в том, что им достаточно трудно на имеющиеся доходы
обеспечить себя жильем. При наличии в области социальных программ в сфере
здравоохранения, где бы принимали участие и сами работники, нуждающиеся в
приобретении жилья, и лечебные учреждения, которые в них заинтересованы, и
региональное правительство, — при объединении усилий, думаю, нам бы удалось
обеспечить кадровый вопрос. И здесь нужно, чтобы нашелся тот, кто инициирует
эту работу. А хороший опыт по привлечению молодых специалистов в сельские
районы и обеспечению их жильем в регионе уже имеются.
Обеспеченность медицинскими
учреждениями в городах Нижегородской области сегодня вполне хорошая, но есть
некоторые трудности с сельским здравоохранением. Региональное министерство
разработало дорожную карту – и когда в кабинете заместителя министра я увидел
карту региона с указанием лечебных учреждений и перспективами создания новых
центров оказания медицинской помощи, я понял, что к здравоохранению в
правительстве области подходят системно, сбалансировано, поэтапно.
Нельзя создать идеальную систему
здравоохранения – она должна меняться, ориентируясь на меняющиеся нужды
населения. Идеальной схемы не существует, но нужно стремиться, чтобы система
здравоохранения максимально отвечала имеющимся в данный период времени
потребностям наших пациентов и периодически менялась вместе с изменением этих
потребностей.