Славянская трагедия. Часть IV
А что же с Украиной? Как она будет выходить из кризиса? Каковы роль
и участие России в этом?
Без ответа на эти вопросы, все предыдущие размышления не имеют никакого
значения.
Главная опасность, которая сопровождает украинское государство, — это
его распад. Тревогу по этому поводу публично выразил бывший президент Украины Кучма
ЛД. Серьезные озабоченности на этот счёт имеются у действующего Президента Украины
Порошенко П. В распаде Украины, если не брать сторонников управляемого хаоса, никто
в мире не заинтересован.
На Украине существует только одно условие сохранения целостности Украины
– недопущение к власти радикальных ультра- националистических сил, сформировавшихся
на территории Галичины и прилегающих к ней областей. История происхождения этих
сил давняя, уходит глубоко в историю, во времена становления Карпатской, а в последующем
и Киевской Руси. По оценкам некоторых экспертов Русь изначально уходила с Запада
на Восток под давлением этих сил, имеющих генетические, религиозно-мистические,
ментальные корни отличные от славянства и православия. Данные племена, отличающиеся
высоким уровнем эгоизма, не смогли адаптироваться не только в славянской культурной
среде, конфликтуя и с русами и с поляками, но и с тевтонцами. В истории не найдено
фактов государственной самостоятельности этих племён.
Но, отодвинуть от власти западно украинскую элиту, либо побудить её
мирно делегировать часть своей власти политической, идеологической другим народам
Украины представляется маловероятным. Такие попытки будут встречать жесточайшее
сопротивление. Маловероятно создание и самостоятельного западно- украинского государства.
Всё по той же причине: оно не способно ни к самостоятельному существованию, ни к
адаптации в Европу. Эта адаптация может произойти либо через Польшу, либо через
Венгрию, либо через Словакию. История знает много примеров, когда эти образования
имели все предпосылки сформироваться, но ни разу не состоялись. Народы этих стран
имеют опыт сожительства вместе с галичанами после 1945 года и не испытывают по этому
поводу позитивных впечатлений. Они всегда стремились перейти под лоно своих этнических
государств.
Существует три теоретических варианта распада Украины:
Первый вариант – Украина распадается
на три естественное части: западную, центральную и юго- восточную.
Второй вариант – на раздел
по Днепру, на правобережную в составе центральной и западной Украины и на левобережную
в составе юго-восточной Украины.
Третий вариант — на раздел по Днестру (По Тиссе)
на правобережную в составе расширенной территории Галичины и центральной, юго-восточной
Украины.
Мирного раздела Украины не может быть по определению. Он будет сопровождаться
медуусобными войнами, до тех пор, пока в процесс его усмирения не будут вовлечены
внешние силы. Такова история и никаких других аргументов для подтверждения этого
непреложного факта не требуется.
Каждый из этих вариантов несёт в себе угрозы, как внутриполитического,
так и внешне политического характера.
Он вызовет т серьёзные испытания для Европы и Европейского Союза, для
России и Евразийского Союза, прежде всего, созданием нестабильности в центре европейского
пространства.
Условия, при которых Украина может состояться, как государство мы рассмотрели
в предыдущих материалах. Ни одно из этих условий изначально не наличествует в Украине.
Но, самое опасное, что их созданием никто не занимается. Вместо устранения существующих
противоречий, заложенных в самом факте «незалежности» Украины, действующая политическая
элита, всё делает для того, чтобы эти противоречия усилить и, таким образом, придать
существующему конфликту неустранимый характер.
Альтернативой распаду Украины является создание федеративного или конфедеративного
государства. При этом, речь должна идти о немногочисленных, уравновешивающих друг
– друга субъектах Федерации или Конфедерации. Прообразом федерации в этом смысле
для Украины могла бы быть Россия, а конфедерации – Швейцария.
Устойчивость такому образованию могло бы придать создание в рамках
единого государства трёх Федеральных округов — Центрального, Западного и Юго-Восточного.
В конституциях которых было бы запрещено, как выход округов из состава Украины,
так и принятие федеральных законов только на основе консенсуса.
Конечно, какой быть Украине и что она должна для этого сделать, решать
только народам этой страны. Поиск любых ответов на поставленные вопросы о будущем
государства невозможен без учёта позиции Украины.
Но российское общество вправе сформулировать пожелания: какой мы хотим
видеть Украину и при каких условиях отношения России и Украины будут добрососедскими
и дружественными. Разумеется, украинское общество вправе, также, сформулировать
свою позицию в отношении России.
Полагаю, что перечень этих условий можно сформулировать в виде следующего
шорт листа:
Украина является внеблоковым суверенным государством. Это конституционное
требование, с гарантиями недопущения его изменения.
Украина имеет право на ассоциативное членство в различных международных
и региональных организациях, при условии отсутствия в них намерений, враждебных
по отношению к пограничным ей государствам.
Украина многонациональное федеративное государство, в котором государственными
языками являются украинский и русский языки, допускается использование других национальных
языков в качестве региональных.
Гарантами целостности и безопасности Украины являются Россия и Евросоюз,
в границах на 1 января 2015 года. Крым переходит к России в соответствии с волеизъявлением
народа полуострова. Это закрепляется межгосударственным актом России и Украины.
Граждане России и Украины, имеющие подтверждённые близкие родственные
связи, имеют право на получение и осуществление двойного гражданства. ( Этот принцип
может быть и у Украины с Польшей).
Готова ли Украина в принять эти предложения?
Очевидно, что нынешняя Украина, будучи зависимой в принятии судьбоносных
решений, как от радикально- националистической властной элиты, так и от патроната
США, Европейского Союза, обсуждать эти вопросы не способна.
Должно пройти время, которое убедит украинское общество, что де факто
Крым – это исконно российская территория и по праву принадлежит ей, что юго- восток,
это неотъемлемая часть Украины, наделённая федеративными полномочиями. Подобные
полномочия, могли бы быть приданы и западным областям Украины.
В качестве примиряющего шага, Россия могла бы взять на себя часть обязательств
по восстановлению экономики и жизненной инфраструктуры юго – востока Украины, при
условии придания ему федеративного статуса. Да это потребует немалых средств, но
лучше их тратить на создание условий для мирного сосуществования и развития, нежели
на войну.
Но предшествовать этому должно конечно перемирие, проведение парламентских
выборов, разработка и Принятие конституции, предусматривающей федеративный характер
государства.
Времени отпущено на это не много. Если этого не сделать в ближайшие
полгода, страна втянется в глубочайший социально- экономический кризис, который
незамедлительно перерастёт в широкомасштабную гражданскую войну.
Руководство России, её политическая элита в своей практической деятельности
всё делают для того, чтобы в противостоянии с радикально- националистическими силами
Украины, поддерживаемых Западом, сохранить чувства дружбы и уважения к братскому
украинскому народу. Этот курс единственно правильный и несмотря на большие издержки,
только он имеет право на существование. Альтернативы такому курсу нет.
Оригинал материала опубликован на ленте АПН.