Тенденции одинаковые, проблемы разные
Дмитрий Федечкин, директор Департамента по печати и
массовым коммуникациям губернатора Свердловской области:
Такие исследования, как то, что провел Фонд развития
информационной политики в Нижегородской области по теме «Информационное
пространство Нижегородской области», надо проводить регулярно, чтобы
отслеживать соответствующие тенденции в регионе. Как человек, в постоянном
режиме наблюдающий за состоянием локальных медиарынков в нашей стране, могу
констатировать, что далеко не во всех регионах Российской Федерации этим
вопросом вообще хоть как-то обеспокоены.
Тенденции, которые отражены в исследовании, по моему мнению,
показывают, что состояние медиаотрасли в Нижегородской области относится к
категории «лучше среднего» по стране. Тенденции – одинаковые, проблемы – разные.
Например, по итогам аналогичного исследования в Свердловской области в прошлом
году, когда воссоздавался департамент по печати и массовым коммуникациям, было
зафиксировано, что у каждого четвертого городского и районного СМИ ухудшились
отношения с местными властями, а пресс-секретари вместо того, чтобы
нейтрализовать подобные конфликты, зачастую, напротив, только подливали масла в
огонь.
Особо подчеркну, что во взаимодействии власти и СМИ, точно так
же, как в семье, не бывает так, что кто-то – белый и пушистый, а кто-то – «дьявол
во плоти». Например, мне бы хотелось видеть более детальную конкретизацию, что
редакторы, особенно из категории что называется «пострадавших», подразумевают
под такими понятиями, как вмешательство в редакционную политику или свобода
слова в СМИ. По опыту двух регионов России – Свердловской и Нижегородской
областей, скажу, что некоторые варианты ответов, объяснений и суждений
настолько нелепы, что будут очень гармонично смотреться в телепрограмме типа
«Устами младенца». Поэтому если стоит задача по улучшению информационного
микроклимата в регионе, то необходима деталировка и разбор конкретных, прикладных
кейсов.
Я не удивлен лидерству губернатора по итогам этого
исследования. Скорее наоборот: сильно бы удивился, увидев какие-то иные
результаты. Сегодня на локальных информационных рынках губернаторы, за очень
редким исключением, являются медиаперсоной № 1. Это закономерно. Общероссийская
социология показывает, что основные проблемы, которые сегодня беспокоят
граждан, так или иначе укладываются в логику «майских указов» Президента
Российской Федерации. Соответственно, работая в информационном поле по «майской»
повестке, губернаторы оказываются в эпицентре внимания как медиапроизводителей,
так и медиапотребителей. Насколько качественно этот процесс происходит, со знаками
«плюс» или «минус» – другой вопрос, связанный с профессионализмом сотрудников соответствующих
PR-структур, но я не могу припомнить ни одного федерального рейтинга
информационной открытости губернаторов, где Валерий Шанцев оказался бы в
аутсайдерах. С чего бы тогда ему показать иные, более худшие результаты в своем
регионе? Так что все абсолютно логично.
Однако, если говорить об улучшениях в информационном
пространстве региона, то, может быть, более пристальное внимание губернатору надо
уделить СМИ малых городов и районов. В своем большинстве они наверняка испытывают
те же самые проблемы, как и во многих других регионах страны: когда каждый
свежеиспеченный глава пытается в первую очередь сменить редактора
муниципального СМИ, и степень лояльности руководителя местной газеты почему-то
берет верх над его профессионализмом, когда экономика малых СМИ хромает – в том
числе и потому, что ею в нашей стране в сегменте городских и районных газет никогда
и никогда серьезно и системно не занимался, когда у большинства малых СМИ
отсутствует адекватная стратегия развития, а у тех, у кого есть, она разбивается
вдребезги из-за кадрового голода и отсутствия возможностей для технологического
прорыва и перехода на мультимедийность.
Я не утверждаю, что данные явления имеют широкую
распространенность в Нижегородской области, но полагаю, что органы государственной
власти могут и должны создавать предпосылки к тому, чтобы помогать городским и
районным изданиям выбрать правильные ориентиры в современном, стремительно изменчивом
медиамире, а малые СМИ за это губернатору только «спасибо» скажут.
Здесь немалую роль играет и деятельность пресс-служб. Ожидаемость
и логичность лидерства пресс-службы губернатора отчасти совпадает с аргументами
по обеспечению лидерства самого губернатора, однако между этими понятиями не
всегда безоглядно можно ставить знак равенства. Случается, что отношение к
губернатору и отношение к пресс-службе – две большие разницы, но раз тренды по
открытости и доступности у губернатора и пресс-службы в лице ее руководителя
Романа Скуднякова совпадают, значит, найдена приемлемая, устраивающая, в том
числе и саму медиаотрасль, форма взаимодействия государственных органов власти
со СМИ.
А формулу успешности пресс-службы можно представить как
профессионализм, помноженный на опыт и возведённый в степень креативом, иначе
обеспечить постоянное присутствие в информационной среде своего ньюсмейкера,
причем, с актуальными, ненадуманными, не высосанными из пальца информационными
поводами невозможно.