Управленческий аппарат пора унифицировать
Губернатор Глеб Никитин как руководитель региона вправе иметь свое видение политической и социально-экономической ситуации, оценивать действующие в стране тренды и подстраивать под них свою команду.
Не возьмусь оценивать удачность кадровых решений, которые он принял, назначив себе новых заместителей. Но по биографиям видно, что это ребята молодые, образованные, и дай бог им удачи.
Единственное, что меня настораживает, это заметное увеличение аппарата – вместо восьми заместителей стало одиннадцать.
У меня есть твердая убежденность в том, что если уж вертикаль власти унифицируется (а с внесением поправок в конституцию государственная власть дойдет до муниципального уровня), то нужно унифицировать и управленческий аппарат.
Когда я работал в администрации губернатора Ивана Склярова, у него было три заместителя, три замгубернатора. Сейчас их одиннадцать. Чем это объясняется? Население вымирает, и даже не немного.
На мой взгляд, на уровне администрации президента нужно посчитать, какой чиновничий аппарат нужен на определенное количество населения. Можно сделать некоторые скидки на Зауралье, где большие территории, но до Уральских гор спокойно можно установить конкретную норму, обязательную для всех регионов.
Ведь если я захочу двадцать или тридцать заместителей? Это будет смешно. Президент должен дать своей администрации задание: разработать, сколько чиновников должно быть на миллион человек населения. Если уж мы пошли по пути унификации, нужно быть последовательными, установив, сколько нужно чиновников в региональном правительстве, в муниципальном образовании. А сейчас кто как хочет, так и пляшет.
Ведь государственный аппарат – это ведь бюджетные деньги, это наши с вами налоги. Вот что меня беспокоит.
А к новым заместителям нашего губернатора я отношусь спокойно. Один из них нижегородец, руководивший социальным блоком правительства, три фамилии для меня новые. Единственно что меня беспокоит – они уже полутора лет нигде не работают, переходя с места на место. Наверное, они способные и талантливые, но только практика покажет, насколько они будут полезными для Нижегородской области. Будет восьмисотлетие Нижнего Новгорода – посмотрим, как справился Беркович.
Надо сказать и о том, что у нас в регионе есть положение о том, что структуру правительства можно менять не чаще, чем через два с половиной года. Если вы меняете ее раз в полгода, как спрашивать с других выполнение закона?
Но самое главное, что меня настораживает, это громадное количество чиновников. Даже если оставить за скобками вопрос о том, как они туда попадают, что для этого делают, почему в социальные лифты не попадают самые способные и так далее.
Персоналии важны, но более важной я считаю систему к формированию управленческой команды. Три заместителя, одиннадцать, двадцать или сто – каждый губернатор волен сам решать этот вопрос. А ведь у этих заместителей немаленькая зарплата, две секретарши, два автомобиля… - все это на бюджетные деньги.
Пора создать оптимальную модель аппарата сверху донизу. Начиная с администрации президента, кончая муниципальным образованием. Больших денег и больших усилий для этого не требуется. Несколько человек в президентской администрации сядут, посчитают, и выпишут обязательную для всех формулу.
Если говорится, что мы правопреемники СССР, то в советское время аппарат был компактным, конкретным, заточенным под решение определенных задач. Конечно, жизнь изменилась, в ходу проектный подход, под каждый проект нужно аппарат создать. Но отдачи от всех этих сиюминутных телодвижений я пока не вижу.
Президенту, его администрации и губернаторам нужно не только решать проблемы уровня «кому остаться, кому не остаться», а думать о государственных задачах. И одна из этих задач – унификация управленческого аппарата.