Ющенко желает легализоваться
Столкновение между буквой закона и духом уличной демократии только обострилось после того, как Верховный суд Украины принял решение о переголосовании второго тура президентских выборов и даже назначил его дату (26 декабря). А состоявшееся на следующий день заседание Верховной Рады показало, что действующая власть и сторонники Януковича придерживаются именно буквы закона и заключенных при участии международных посредников соглашений, а команда Ющенко продолжает использовать имеющиеся у нее инструменты в виде «оранжевой» толпы и демократической демагогии. Парадокс этой ситуации состоит в том, что Виктор Янукович и поддерживающая его «преступная власть» предпринимают усилия для того, чтобы остаться в рамах законных демократических процедур, а позиционирующая себя в качестве поборника демократии оппозиция нарушает все мыслимые правила.
При этом сторонники Ющенко нуждаются как раз в легитимизации своей уже фактически одержанной победы, и именно это заставляет их оказывать давление на все еще худо-бедно действующие органы власти, а власть, ссылаясь на законы и соглашения, как бы загоняет Ющенко в процедурные ловушки, расставляемые неправовыми решениями законодательного и судебного органов.
Действительно, под давлением улицы Верховная Рада приняла постановление об отставке Виктора Януковича с поста главы правительства и выразила недоверие ЦИКу. Однако, согласно украинским законам, нынешнее правительство нельзя отправить в отставку раньше марта следующего года, поскольку гарантией несменяемости правительства в течение года является одобрение Верховной Радой (в марте этого года) программы деятельности правительства. Что касается ЦИКа, то тут все решения находятся в компетенции президента.
Из этого, впрочем, не следует, что Верховная Рада не имеет права выражать свое отношение к премьеру и ЦИКу, но подобные постановления не относятся к документам прямого действия. Несколько иначе обстоит дело с решение Верховного суда, которое — при всей его правовой неоднозначности — обязательно для исполнения. Что и продемонстрировал Виктор Янукович, заявивший через свою пресс-службу о готовности участвовать в «третьем туре» выборов. Промолчал и Леонид Кучма, который накануне достаточно однозначно осудил эту идею.
Однако уже на следующий день команда Януковича начала новую игру на правовом поле. Поскольку навязанное оппозицией переголосование второго тура не соответствует украинским законам, Верховная Рада — для легимизации этой процедуры и во исполнение решения Верховного суда — должна принять поправки в избирательное законодательство, чем она и намеревалась заняться в субботу 4 декабря.
Между тем и сама идея переголосования, и изменение избирательного законодательства являются элементами протокола, подписанного конфликтующими сторонами и международными посредниками на прошлой неделе. Но этот протокол содержал еще и пункт о проведении политической реформы, превращающей Украину в парламентско-президентскую республику. И пропрезидентские фракции, ссылаясь на достигнутые соглашения, потребовали принятия поправок в избирательное законодательство в одном пакете с законопроектами об изменениях Конституции.
Не готовые отдавать еще не завоеванную власть представители оппозиционных фракций сорвали голосование и одновременно, судя по заявлению председателя Верховной Рады Владимира Литвина, не представили своих предложений по новому составу ЦИК, хотя накануне была достигнута договоренность о выдвижении одного кандидата в ЦИК от 30 народных депутатов, а Леонид Кучма подтвердил готовность поддержать предложения парламента по новому составу ЦИК.
В результате никаких решений принято не было, и следующее заседание Верховной Рады было назначено на 14 декабря. Следом Леонид Кучма заявил, что оппозиция срывает договоренности, достигнутые во время «круглого стола» с международными посредниками. А лидер Социалистической партии Украины Александр Мороз еще в ходе заседания обвинил Виктора Ющенко и блок «Наша Украина» в предательстве и невыполнении обязательств, поставив под вопрос единство «оранжевой» оппозиции.
Дело в том, что Александр Мороз еще до начала избирательной кампании критиковал Виктора Ющенко за откровенный саботаж конституционной реформы и, отказавшись по этой причине поддерживать его кандидатуру, сам принял участие в первом туре выборов. Заняв третье место, Мороз подписал соглашение с Ющенко о поддержке его кандидатуры во втором туре только после того, как Ющенко обязался поддержать изменения в основной закон страны, касающиеся перераспределения полномочий между ветвями власти.
В тот же день старый ЦИК утвердил дату переголосования (26 декабря), однако это решение, не подкрепленное поправками в законодательство и к тому же принятое Центризбиркомом, уже получившим вотум недоверия со стороны Верховной Рады, выглядит весьма сомнительно. А если учесть временные ограничения, которые, согласно украинским законам, связывают все предвыборные мероприятия, а также тот факт, что в следующий раз Верховная Рада должна собраться 14 декабря, проведение переголосования 26 декабря оказывается под вопросом.
Это связано с тем, что без корректировки избирательного законодательства повторные выборы и подготовка к ним оказываются вне правового поля. Таким образом, попытка разрешить конфликт с помощью согласительной процедуры, в ходе которой не учитывались реалии украинского законодательства, спровоцировала правовой тупик. А расчет на то, что необходимые законы будут быстро приняты «потом», не оправдался из-за эклектичности подписанного протокола.
То есть с правовой точки зрения все вернулось на круги своя: власть обвиняет оппозицию в нарушении договоренностей, оппозиция продолжает осаду административных зданий и говорит о нецелесообразности изменений Конституции до завершения выборов. Как заявил Виктор Ющенко, речь должна идти «о тех законах, которые делают украинские выборы честными и справедливыми», а законопроект об изменениях Конституции «не имеет никакого отношения к существующему конфликту».
Между тем 4 декабря в Харькове под девизом «За Украину! За конституционный порядок!» прошел Всеукраинский съезд депутатов советов всех уровней, на котором присутствовали 1182 делегата из 17 регионов Украины. Участники этого форума приняли заявление, в котором квалифицировали решение Верховного суда Украины о проведении переголосования второго тура «политически ангажированным» и незаконным, поскольку суд вышел за рамки правового поля и вмешался в компетенцию ЦИК, Верховной Рады и президента.
По словам выступившего на съезде председателя Харьковской областной госадминистрации Евгения Кушнарева, лучшим вариантом выхода из политического кризиса было бы проведение новых выборов главы государства без участия в них Януковича и Ющенко: «От них требуется уступить путь не один другому, а украинскому народу».
Помимо этого, на съезде обсуждался вопрос об автономии восточных областей. Прозвучавшие неделю назад в Северодонецке призывы об отделении были названы «эмоциями». Однако, учитывая нынешний политический расклад, донецкий референдум об автономии было решено не отменить, а перенести на январь и поставить на нем вопрос об административно-территориальной реформе, подразумевающей финансово-экономическую самодостаточность.
Фактически это означало бы создание федерации и прекращение дотирования западных областей, которые, как отмечали некоторые делегаты съезда, привыкли за последние 13 лет получать деньги с Востока и превратились в опору оппозиции. В общем, приходится констатировать, что конфликт Запада и Востока, интерпретировавшийся ранее как идеологическое противостояние прозападных демократов и пророссийских ретроградов, начинает носить еще и классовый характер: «мы тут работаем, а они получают дотации и целыми днями митингуют, разрушая экономику страны». Что касается команды Ющенко, то тут участники съезда были единодушны: захватив де-факто власть в стране, они нуждаются в легализации, и этому нужно и можно помешать.
Аналогичным образом оценил происходящее в стране и собравшийся в тот же день Совет атаманов казачьих организаций Луганской области. В принятом на совете заявлении говорится о том, что «кучка безответственных политиков из лагеря проигравшего выборы претендента Ющенко своей антиконституционной деятельностью привела к подрыву самих основ государственности».
В этой связи Совет атаманов потребовал от президента Украины «немедленно навести конституционный порядок в стране и убрать с улиц Киева толпы молодежи, парализующие деятельность правительственных учреждений», и выразил недоверие Верховной Раде, «принимающей в последнее время абсурдные решение под давлением деструктивных сил». А вот бороться с этими деструктивными силами казаки решили не с помощью референдумов, а создавая народные казачьи дружины. Такой поворот не может не вызывать беспокойства, тем более что в Киеве в рядах уже замечены какие-то непонятные полувоенные формирования, называющие себя «Сынами вольной Украины».
Тем временем весьма примечательные заявления сделала 5 декабря один из лидеров оппозиции Юлия Тимошенко, уже не скрывающая своих претензий на пост премьер-министра в правительстве победившего Виктора Ющенко. Комментируя коллизию со срывом заседания Верховной Рады, она, обвинив Леонида Кучму в стремлении «создавать искусственные кризисы», сообщила, что Виктор Ющенко намерен после своей победы на выборах провести в Украине конституционную реформу. Но не в ближайшее время, а в марте 2006 года, то есть после выборов нового парламента, поскольку, как объяснила Тимошенко, парламентская республика на Украине при нынешней Верховной Раде означала бы сохранение «власти кланов».
Это признание Тимошенко означает, что оппозиция намеревается строить в Украине ту же «управляемую демократию»: сначала получить всю полноту власти в стране, посадив Ющенко на пост президента, затем, используя административный ресурс, выиграть парламентские выборы, а уже потом дело может дойти или не дойти и до парламентской реформы, пункт о проведении которой фигурирует в протоколе «круглого стола» в качестве одного из мероприятий в рамках разрешения нынешнего кризиса.
Между тем еще не все потеряно. На 6 декабря назначен согласительный совет с участием всех фракций и групп Верховной Рады, и в тот же день в Киеве должно состояться очередное, третье по счету, заседание «круглого стола» по урегулированию политического кризиса на Украине. Однако вечером 5 декабря на лентах информационных агентств появились со ссылкой на Анджея Майковского, официального представителя Канцелярии президента Польши, не очень внятные сообщения о том, что решение о поездке Квасьневского в Киев «будет принято в понедельник после консультаций с Верховным представителем ЕС Хавьером Соланой, президентом Литвы Валдасом Адамкусом и украинской стороной — в том числе с президентом Украины Леонидом Кучмой».
Заметим, что с представителем России Борисом Грызловым польский президент консультироваться как будто не собирается, и в этом не было бы ничего удивительного, если бы несколькими часами ранее Квасьневский не заявил о поддержке участия России как посредника в урегулировании политического кризиса на Украине. Если это невинное замечание польского президента о «роли России» не было ритуальным реверансом, то на фоне последних событий его можно истолковать как свидетельство того, что, заведя ситуацию в тупик, верховный представитель ЕС Хавьер Солана, а также президенты Литвы и Польши начинают подумывать о том, чтобы передать России почетное право и сомнительное удовольствие поисков выхода из создавшегося положения.
Оригинал этого материала опубликован на “Политком.ру”.
Agro3-ecology.ru — сайт группы компаний «Агро-3 Экология». Основной вид деятельности ГК — разработка и реализация мер экологической защиты на предприятиях. «Агро-3 Экология» устанавливает очистные сооружения, занимается очисткой сточных вод и переработкой отходов.