За чужие грехи
Исправление ситуации в Едином центре муниципального заказа после массовых отравлений в школах и борьба с накопившимися многомиллионными долгами – это чисто управленческая проблема. Не знаю, с какими подводными камнями столкнулась Ирина Тарасова, подавшая в отставку после трех недель руководства предприятием, со стороны об этом судить трудно.
Но есть аудиторские конторы, депутатские комиссии – они могли бы взять под контроль исполнение заказов, работу с поставщиками, конкурсы и так далее.
Пока мы видим полное безобразие с выстраиванием системной работы во всех сферах. Так, ни один проект по нацпроекту «Формирование комфортной городской среды» в Нижнем Новгороде не был выполнен вовремя. То менялись подрядчики, то их штрафовали, то перекладывали плитку…
В администрации нас уверяют, что в конечном итоге все будет хорошо. Может, и будет, и люди забудут, как долго благоустраивали тот же скверик на площади Свободы. Но невооруженным глазом видно, что справиться с этой строительно-подрядной стихией администрация не может.
Уж, казалось бы, что сложного – не большой объект, не атомная станция или завод, а скромные объекты с невеликим финансированием. Но организовать, обеспечить порядок при проведении конкурса и выполнении работ не могут.
Зачем вообще в таких мелких заказах контроль со стороны того же Народного фронта? Но, оказывается, без этого контроля не получается даже слегка благоустроить парк «Дубки». И объект небольшой, и суммы – требуется знать всего два действия арифметики, но... Загадка природы?
Если инциденты с не вовремя согласованным проектом, поздно переведенными деньгами и так далее происходят постоянно, надо прозвонить всю цепочку от начала до завершения, и выяснить узкие места, чтобы не повторять ошибок – обычный предпринимательский подход. Почему чиновники не могут его применять? Ситуация вновь и вновь повторяется на других объектах.
Даже если никто не ворует, контроля нет. Соответственно, и отношение к качеству работ такое: «сойдет… съедят и так… подождут». Чиновники пренебрежительно относятся к самим объектам и к тем, кто на них работает. Отсюда и проблемы с качеством.
Еще одна проблема – навязчивое желание все «оптимизировать», сэкономить на чем-то. Отступления от проекта ведут к потере денег, удлинению сроков, снижению качества. В результате кого клянут люди? Местные власти, правящую партию и так далее.
Возьмите листок бумаги, посчитайте – сколько людей село за последние пять лет из числа чиновников, сколько судится, сколько сменилось – и станет ясно: что-то в этом датском королевстве не так идет.
Вполне возможно, что Ирина Тарасова, ознакомившись с реальным положением дел в ЕЦМЗ, не захотела присоединиться к числу осужденных управленцев. Для любого бухгалтера, аудитора, да и просто грамотного человека достаточно поднять исходные документы – и картина уже во многом становится ясной.
У нас полно структур, которые могут контролировать – областные палаты, Заксобрание и городская дума с постоянными комиссиями, Народный фронт и так далее. Но контроля не хватает даже на главных объектах по основным направлениям, входящим, кстати, в национальные проекты, в том числе. Не хватает желания контролировать.
В гордуме и Заксобрании полно предпринимателей, которые прекрасно наладили контроль и учет у себя на предприятии. Когда дело касается доходов или расходов их предприятий – все в порядке. Как только дело касается бюджета, не важно, какого уровня, так самая главная цель – это урвать для тех или иных групп его частичку, получив желанный заказ. А дальше? Как получится – по погоде.
Кстати, многое на погоду и спишут. То дожди, то снег, то еще что-то. Потому что кто работает на этих объектах в большинстве случаев? Тут не надо гадать, каждый знает.
Так что Тарасову понять можно.
Вспомните про транспорт – сколько народу сменилось в руководстве муниципальных предприятий, сколько проблем было со строительством станции метро «Стрелка»? А кого сегодня в розыск объявили? Бывшего главу ГУММиД Гаранина.
История будет повторяться вновь и вновь, пока не выработается система непрерывного контроля за исполнением муниципальных заказов. Мы видим конвейер безалаберности, из маленьких ручейков складываются огромные денежные потоки, которые утекают, оставляя после себя скандалы и уголовные дела в самых разных сферах – от детского питания до благоустройства.
Тарасова, видимо, заглянула в документы ЕЦМЗ и что-то там увидела такое интересное, что решила не доводить дело до того, чтобы мы ей сочувствовали. Цепочка где-то рвется, и на чиновника, который должен следить за ее работой, возлагают всю вину.
А вот если бы превалировал системный подход, то все риски были бы просчитаны заранее, как это делается в мало-мальски грамотном бизнес-плане.