Суд решил не допрашивать ключевого свидетеля обвинения по делу Сорокина
На заседания Нижегородского районного суда, слушающего уголовное дело, обвиняемыми по которому являются экс-глава Нижнего Новгорода Олег Сорокин и бывшие сотрудники МВД Евгений Воронин и Роман Маркеев, 14 февраля были отсмотрены видеозаписи, представленные стороной гособвинения, и принято решение об оглашении показаний одного из ключевых свидетелей обвинения Мансура Садекова. Еще одним заметным событием дня стала попытка Сорокина внести коррективы в порядок ведения судебного процесса, который он назвал пыточным.
Больше половины заседания 14 февраля было потрачено на просмотр видеозаписи, сделанной скрытой камерой, установленной, судя по ракурсу, в портфеле или сумке. На записи слышны голоса, как предполагается, учредителя компании «Вектрон» Александра Беспалова и Иршата Халиуллина - двоюродного брата Мансура Садекова. Эти люди сначала сидят в автомобиле, потом идут в банк, где арендуют банковские ячейки.
«В первой половине дня мы продолжали исследовать видеоматериалы, которые сторона обвинения считает своими доказательствами. Сегодня, равно как и по итогам предыдущих судебных заседаний, я с уверенностью могу сказать, что отсмотренные видеоматериалы не содержат никаких сведений, подтверждающих позицию обвинения», - прокомментировал итоги этой части заседания адвокат Сорокина Дмитрий Артемьев.
Сорокин после просмотра видеозаписи заявил в суде: «Участники процесса ждали какой-то кульминации на этой видеозаписи, а она закончилась ничем: мы несколько часов смотрели как заключается договор аренды банковской ячейки».
Во второй половине дня было принято решение об оглашении показаний одного из главных свидетелей обвинения, а именно Мансура Садекова.
«В части свидетелей обвинения вообще складывается интересная ситуация. Не считая того, что они в принципе сообщают не много сведений, которые можно расценивать, как доказательства обвинения, они и допрашиваются как на подбор в весьма странном, необычном режиме. Так, одного свидетеля мы допросили, соблюдая режим секретности, и защита вообще не могла видеть, кого она допрашивает. Второго свидетеля, господина Хана, который, по мнению защиты, является провокатором, мы допросили по телемосту, соответственно, защита была лишена возможности задавать вопросы глаза в глаза», - заявил Артемьев.
По мнению адвоката, сегодня тенденция продолжилась: третьего важного свидетеля обвинения - Садекова - суд решил вообще не допрашивать, а вместо этого огласить показания, данные им ранее.
«В теории такое решение возможно. Но в судебном процессе должны быть получены убедительные сведения, доказывающие, что прокуратура и суд предприняли все возможные действия, направленные на вызов свидетеля в суд. Очевидно, что таких действий предпринято не было», - считает адвокат.
Главная мотивировка решения не вызывать свидетеля, а ограничиться оглашением ранее данных им показаний, заключается в том, что у Садекова двойное гражданство и сейчас он находится за пределами России. При этом достоверные сведения, подтверждающие это, отсутствуют. Защита неоднократно заявляла сомнения в том, что Садеков действительно вызывался в суд для дачи показаний, однако это не нашло отражения в решении суда.
Подсудимый Маркеев сообщил, что у него не было очной ставки с Садековым, а вопросов к нему у Маркеева много, и потребовал обеспечить явку свидетеля в суд. Также он заявил, что сомневается в достоверности всех документов, которые были представлены в обоснование позиции обвинения по поводу оглашения ранее данных Садековым показаний.
«Сторона защиты пыталась донести информацию, что на следствии она была по сути лишена возможности задать Садекову необходимые вопросы и тем самым оспорить его позицию, однако так и не была услышана судом», - резюмировал Артемьев.
В финале заседания адвокат Михаил Бурмистров заявил возражение в связи с тем, что принятое судом решение об оглашении показаний Садекова существенно нарушает право подсудимых на защиту. По его мнению, тем самым суд не соблюдает баланс между интересами правосудия и интересами подсудимых. Кроме того, Бурмистров напомнил суду, что адвокаты лишены возможности встречаться с подсудимыми в условиях конфиденциальности.
В ответ судья Екатерина Кислиденко указала Бурмистрову на то, что защитой ежедневно вносятся одни и те же возражения на действия председательствующего.
Ответил судье Сорокин, который немного ранее просил отложить судебное заседание на следующий день в связи с тем, что у него из-за последствий ранения третий день подряд усиливаются боли в спине. Сорокин сказал, что его права в суде нарушаются ежедневно, поэтому он считает возможным для себя ежедневно же заявлять возражения по этому поводу. По мнению Сорокина, условия, в которые поставлен он и другие подсудимые, носят характер сознательной и намеренной пытки, и он продолжит заявлять об этом.
Судебное заседание продолжится 15 февраля в 9:00.