Свидетель по делу Сорокина сообщил в суде, что ему передали письменные указания по ответам на вопросы
На заседании Нижегородского районного суда по уголовному делу, обвиняемыми по которому являются экс-глава Нижнего Новгорода Олег Сорокин и бывшие сотрудники МВД Евгений Воронин и Роман Маркеев, 4 февраля снова главными оказались процессуальные вопросы, а не рассмотрение дела по существу.
Один из свидетелей, давая показания, активно пользовался неким распечатанным текстом, ссылаясь на то, что события, о которых его спрашивают, произошли почти пятнадцать лет назад, поэтому он мало что помнит и должен руководствоваться документами. На вопрос судьи, что это за записи, которыми он пользуется в ходе судебного допроса, свидетель прямо в суде заявил, что это выписка из протокола его же допроса в ходе предварительного следствия, а на вопрос адвоката, откуда у него эти бумаги, свидетель ответил, что их дал ему «на всякий случай» человек в здании суда. Затем в ходе допроса выяснилось, что «шпаргалку» ему передало непосредственно в здании суда некое должностное лицо, которое и вызвало его в суд.
«Сейчас произошла ситуация, которая в моей многолетней адвокатской практике происходит вообще впервые, - сказала журналистам адвокат Евгения Воронина Сталина Гуревич. – Свидетель судебного заседания сообщил, что некое должностное лицо, которое его приглашало в судебное заседание, передало ему документы с показаниями – «на всякий случай», как было произнесено в судебном заседании»
Олег Сорокин обратил внимание на то, что лицо, передавшее свидетелю письменную инструкцию по даче показаний, хорошо информировано о планах суда.
«Совершенно очевидно, что лицо, которое передало эту выписку свидетелю, располагало информацией о том, кто из свидетелей и когда конкретно будет допрошен. Потому что это лицо обладало информацией, которой не обладала даже сторона защиты, - подчеркнул Олег Сорокин, напомнивший, что в начале заседания он спросил, кого из свидетелей предполагается допросить сегодня, и судья ответила, что точно это не известно.
«В ходе судебного заседания был установлен факт, что неустановленные лица снабжают свидетелей на входе в зал суда какими-то материалами, - сказал, обращаясь к суду, Олег Сорокин. – Необходимо установить, что это за лица, так как это форма воздействия на свидетелей. Нужно установить, кто эти мистические личности».
Защита предприняла ряд действий, направленных на установление лица, предавшего «шпаргалку» свидетелю: просили приобщить распечатку к материалам дела, проверить мобильный телефон, в котором в списке входящих звонков по словам самого свидетеля сохранился номер звонившего ему должностного лица, которое пригласило его в суд, а затем вручило ему выписку из протокола допроса, но суд отказал во всех этих ходатайствах. Более того, адвокат Артемьев, который попытался настоять на необходимости этих вопросов, получил сразу от суда и замечание и предупреждение.
«Суд категорически отказался выяснять этот вопрос. Более того, суд категорически запретил задавать вопросы кто, при каких обстоятельствах и каким образом передал эти самые документы, - рассказала Сталина Гуревич. – Мне со своего места было хорошо видно, что эти документы являются не чем иным, как протоколом допроса свидетеля с показаниями, которые он давал ранее на различных стадиях следственного процесса».
«Упорное нежелание суда выяснить обстоятельства получения этого документа свидетелем, на мой взгляд, однозначно свидетельствуют о том, что суд прекрасно знает, откуда у свидетеля такие документы», - считает Сталина Гуревич
«При этом надо сказать, что суд в принципе на такие ситуации реагирует. Если, не дай бог, кто-то порядок в зале заседаний нарушает, суд тут же поручает приставу выяснить, кто, как, какие паспортные данные и так далее. А в этой ситуации никто этими вопросами не заинтересовался. То есть, для нас эта ситуация была совершенно беспрецедентная», - констатировал адвокат Олега Сорокина Дмитрий Кравченко.
«На мой взгляд, здесь в абсолютно чистом виде такая статья уголовного кодекса, как вмешательство в нормальную деятельность суда. И мы будем прилагать все усилия, чтобы было возбуждено такое уголовное дело, были выяснены обстоятельства, при которых свидетель пришел со своими показаниями в судебное заседание», - пообещала Сталина Гуревич.