Когда определилась перспектива избрания митрополита Кирилла на Патриарший
престол, ко мне стали обращаться с вопросом, не случится ли от этого каких-то
катастроф.
Я оказался в непривычной для себя роли успокаивающего. Не волнуйтесь, братья
и сестры, потрясения и так будут, и смена Патриарха тут не при чем. А в смысле
духовном, метафизическом в наш Филадельфийский период вообще мало что зависит
от личности Патриарха. Слишком велика инерция событий, груз застоявшихся
болезней.
А вот, Кирилл сказал… А вот ведь почивший Алексий другое говорил… Но так ли
важны эти слова? Мой опыт общения как с Алексием, так и с Кириллом не велик, но
достаточен, чтобы понимать различие между словом и делом.
Не стоит по словам Алексия, высказанным публично, судить о его мыслях. Что
касается «красного словца» митрополита Кирилла, то здесь слишком велика роль
риторической логики, чтобы оставлять место истинным намерениям.
Судьбы Церкви, перспектива смены вех, зависит не от воли Патриарха, а от
воли Божией, которая в наше время проявляется в двух вещах: в мировой ситуации
и в теле Христовом — в мировоззрении и духе самих верующих.
И если мировая ситуация выглядит как бич Божий (что может восприниматься и с
оптимизмом как ветер, выметающий гниль), то состояние духа отягощено ветхозаветностью
и суеверием.
Беда не в том, что захожан больше, чем прихожан. Беда в образе мыслей и тех,
и других. Истовые прихожанки, злобно толкающие друг друга за место поближе к
алтарю — беда большая, чем редкие посещения храма рабом Божьим, который
умотался на работе, чтобы как-то свести концы с концами.
Митрополит Кирилл в дне от избрания на Патриарший престол признает, что
качественный рост Церкви не поспевает за количественным. Иначе и быть не может,
когда пребывание в клире — выгодная карьера, а религиозная жизнь стала
обыденностью и даже развлечением. Что лучше отражает эту реальность, чем
Поместный Собор, на котором представлены, как говорится теперь, «все слои
общества» (точнее — все его «высшие» слои), включая жену губернатора (я уж не
говорю, чья она вдова) и табачного магната-депутата.
Тут самое место пуститься в рассуждение о том, что «рыба гниет с головы». Но
не в этом дело, и потому не надо бояться смены человека на Патриаршем престоле.
Прагматизм наверху оборачивается фанатизмом внизу, и одно другого стоит. У этих
двух сторон действительности общая причина: ветхозаветность преобладает над
духом и словом Нового завета. Церковь царелюбива (хотя государь может
называться и не кесарем, а президентом), националистична, гордится своим
иосифлянством. Вокруг творится Содом и Гоморра, но церковные структуры,
назначая на собор своих спонсоров, продолжают бои за собственность со
студентами и музейными работниками. Может быть, хватит уже иосифлянства, может
быть и у Нила Сорского чему-то поучиться? Связь с государством и богатством
может обернуться новыми гонениями, на которые народ может смотреть с
равнодушием, а то и поддержкой. «Отдайте перстни, иначе вам отрубят пальцы».
Но есть, есть средство спасти нажитое непосильным трудом! Еще один ресурс,
унаследованный из Ветхого завета — ксенофобия. Если социальное напряжение
достигнет опасного уровня, найдется ему канал и выхлоп. И сплотятся русские
против нерусских, осеняя себя крестом. И начнут крушить, аки ветхозаветные
евреи амалкитян. И возрадуется Сатана…
У нас истовый православный должен любить царя, ненавидеть инородцев и
социализм, народить побольше детей (как воспитывать — это уж другое дело).
Только остается ли этот истовый христианином? Православный христианин гонит
ненависть из сердца своего, ему чужда ненависть к другим людям. Он пытается их
понять, даже если они — самаритяне.
Он знает: «Богу Богово, кесарю — кесарево». Кесарь не лучше и не хуже
других. А у нас Кесарь, виновный в расстрелах шествия своих подданных, и потом
убитый ими, провозглашается святым прежде всего потому, что он — последний
православный Кесарь. А раз Кесарь сказал, то так тому и быть.
Христианин помнит, что легче верблюду пройти в игольные уши, чем богатому в
Царствие небесное. В своей социальной программе христианин — не враг социалиста.
Просто социалист-атеист видит мир не в объеме, а в плоскости. Но и этого
взгляда достаточно, чтобы понять — без социальных перемен Князь мира сего не
уступит инициативы на земле.
Не ждите «последних дней» от избрания нового Патриарха, и чудес не ждите.
Ждите и того, и другого от себя самих. Выдавливайте из себя Ветхий завет Новым,
ибо везде, где между ними есть разночтения, Новый завет отменяет Ветхий.
Оригинал этого материала
опубликован на ленте АПН.
Проблемы в строительной сфере Нижнего Новгорода не решены: ветхий фонд не до конца расселен, сохраняется и аварийный фонд, в центре города полно заброшенных зданий, которые превращаются в «бомжатники» и портят весь вид. С этим надо что-то делать.
У Панова нет своих людей, поэтому он обращается за поддержкой к региональным руководителям, а те, имея какой-то набор запасных на скамейке, предлагают варианты. Питерские или нет, значения большого не имеет.
На карте метро мы видим большую воронку в заречной части, которая собирает пассажиропоток к станции Московская, откуда уже объединенный поток направляется в верхнюю часть города. Но, придя на станцию Горьковская, он тут же останавливается.