Любой человек поддержит те здравые идеи по развитию Нижегородской области, которые вновь, по крайней мере, на уровне разговоров, подняты с приходом нового главы региона. Хочется участвовать в реализации многих из них.
Менее чем через месяц после назначения Глеба Никитина в Нижнем проходила при участии Бориса Титова большая конференция по высокоэффективным рабочим местам, где говорилось и о цифровой экономике, которая была девизом нашего прошлогоднего бизнес-форума, и о других важных вещах.
Сегодня новые технологии охватывают и госуслуги, и обратную связь населения и власти, бизнеса и власти. Это очень перспективно, и очень многие страны на эти рельсы перешли. Есть ведомства, которые идут впереди – это и налоговая инспекция, и кадастровая палата, и некоторые другие, перешедшие на цифровую экономику.
По поводу малого бизнеса. Когда принимали план развития Нижегородской области на три года, минэкономики обещал, что малый бизнес будет развиваться всего на один процент. Я заострил внимание на этом вопросе, указав, что президент говорит о других цифрах. Тренд должен быть совершенно иным. Малый бизнес это самозанятые люди, которые должны выходить из тени, из «гаражной экономики», как говорит лидер Партии Роста Титов.
Должны приниматься региональные законы, снижающие барьер для начала бизнеса. Нужно давать преференции начинающим предпринимателям. В Китае человек два года после открытия компании не платит налогов. Должна быть упрощенная система налогообложения, налоги должны быть существенно ниже. Система должна быть близка к патентной: один раз заплатил – и больше тебя никто не теребит с налогами, с отчетами.
Статистика сегодня необъективна. С одной стороны, налоговая закрывает предприятия, которые не работают, ряд бизнесов уходит в другие регионы, но не закрывая предприятия, которые могут «висеть» и числиться у нас в области. Есть люди, которые начинают заниматься бизнесом, но не регистрируются как субъект предпринимательской деятельности, не платят налоги и другие отчисления. Поэтому статистика сегодня недостоверна.
Нельзя исправить ситуацию без снижения налоговой нагрузки, снижения контрольно-надзорной деятельности. По указанию президента снизили число плановых проверок, но мы зафиксировали рост внеплановых.
У нас в области приняли налог на имущество для физических и юридических лиц, мы завалены жалобами. Это одна из основных проблем, потому что это решение было принято еще в 2015 году, и люди внезапно начали получать в конце года налоговые требования за 2016 год, которые в двадцать раз превышают требования 2015-го года. В пять-десять раз выросла кадастровая стоимость и в десять раз вырос коэффициент.
Если в других регионах малому бизнесу дали послабления – до тысячи метров, до полутора тысяч (в Тюмени до десяти тысяч), то у нас никаких послаблений не дали. Даже социальному бизнесу, который предоставляет бытовые услуги и который априори должен быть освобожден, а его под ту же гребенку.
Во многих районах области главы опомнились, начали пересматривать этот подход. Я письменно обратился к каждому главе районной администрации в области с просьбой исправить эту проблему задним числом. Недовольство колоссальное. Никто не учитывает, получает бизнес прибыль или нет. Ладно, если ты налог платишь с того, что получил, а ведь некоторые объекты стоят незаполненные, а налог хозяева должны платить колоссальный.
Когда ждать «экономического чуда»? Для начала в стране должна быть принята разумная экономическая программа, а не направленная на то, чтобы собрать налогов побольше и сейчас для закрытия бреши в бюджете за счет малого, среднего и крупного бизнеса. Нужна такая программа, чтобы каждая семья богатела, чтобы росла покупательская способность. Нужна не максимально низкая инфляция (вот сейчас она 2,7 – и что, мы счастливы? да нет, конечно, люди покупают только лекарства и продукты питания, остальные покупки откладывают) а максимально высокая покупательская способность.
Нужно, чтобы люди были уверены в завтрашнем дне. Тогда они будут и ипотеку брать, и машины покупать, и другие вещи. А сегодня рынок сжимается. Поэтому нужно не снижать инфляцию, а поднимать благосостояние каждого человека.
Проблемы в строительной сфере Нижнего Новгорода не решены: ветхий фонд не до конца расселен, сохраняется и аварийный фонд, в центре города полно заброшенных зданий, которые превращаются в «бомжатники» и портят весь вид. С этим надо что-то делать.
У Панова нет своих людей, поэтому он обращается за поддержкой к региональным руководителям, а те, имея какой-то набор запасных на скамейке, предлагают варианты. Питерские или нет, значения большого не имеет.
На карте метро мы видим большую воронку в заречной части, которая собирает пассажиропоток к станции Московская, откуда уже объединенный поток направляется в верхнюю часть города. Но, придя на станцию Горьковская, он тут же останавливается.