02-07-2018 Просмотров: 86 Ирина Маршева

Здесь не бывает случайных вещей

Масштаб проекта «Большая Волга XII» соответствует его названию. Это самая большая в Приволжском федеральном округе художественная выставка Профессионального союза художников России. Проходит она раз в пять лет, то есть это промежуток времени, достаточный, чтобы Союзу хватило сил и энергии подготовиться к этой выставке, написать тематические картины.

Вообще это выставка тематической картины, либо пейзажа. Здесь не бывает случайных, проходных вещей, к которым мы привыкли на наших осенних вернисажах, когда художники показывают свой этюдный материал. Нет, «Большая Волга» — серьезный эпический картинный формат.

Художники из пятнадцати субъектов федерации Приволжского федерального округа принимают в ней участие. Но чтобы принять участие, необходимо пройти жесткий отбор.

Все спрашивают о его критериях. Главное – соответствие определенным нормам профессионального изобразительного искусства. То есть, это нормы, которые в течение трехсот лет формировались как нормы академического искусства. Академизмом здесь все не замыкается, просто у искусства, как и у других видов деятельности, есть свои законы.

И профессиональная комиссия, состоящая из двадцати двух  независимых людей из разных городов страны путем прямого голосования решала, будет картина участвовать в выставке или нет. Причем, это очень напряженный, драматический процесс, через который наряду с молодыми художниками проходят и маститые, за плечами которых немало выставок, но все равно они не меньше волнуются – поблажек не делается никому.

В итоге из двух с половиной тысяч просмотренных предметов выбрали шестьсот пятьдесят, из почти двух с половиной тысяч художников отобрали пятьсот тридцать восемь авторов со всего ПФО. Конечно, это уровень очень серьезный.

Основная часть экспозиции расположена в Выставочном центре на площади Минина, экспозиция декоративного текстиля – на третьем этаже Художественного музея в кремле, и народный этнический текстиль – в залах на Верхневолжской набережной.

Нижегородские художники порадовали. Много основательных картинных произведений. Вячеслав Грачев написал очередную эпохальную работу огромного размера, она связана воспоминанием о его детстве, о его родителях, очень трогательная тема, хотя и решена в его манере – широко, плакатно, монументально, красиво.

В целом можно говорить, что выставка эта очень лирическая. Но эта лирика проявляется не в воспевании чего-либо, а в том, чтобы проанализировать себя, свой личный вклад в искусство, вклад искусства в современную общественную жизнь. Поэтому во время отбора было представлено много автопортретов, много натюрмортов и интерьеров мастерских. В результате их вошло не очень много, но такая намечающаяся тенденция есть.

Кстати, я недавно прочитала, что и в современном кинематографе тоже есть такая история, когда художник-режиссер пытается осознать свою роль и место – время настало. Старые каноны искусства разнесены в пух и прах, а новых не сформулировано (к слову сказать, нет закона о культуре и искусстве, ждем его к концу года), художник предоставлен самому себе.

И у современного профессионального художника очень трудная миссия – ему нельзя свалиться в «развлекалку», это не тот формат, который требуется от искусства. Если после нашего времени останутся только комиксы и анекдоты, то по ним о нашем времени лет через сто, а то и через пятьдесят будут судить. И профессиональное искусство несет миссию представлять общество, современное художнику.

Среди городов хедлайнером, наиболее ярким участником выставки я назвала бы Пермь, где практика выставок была все же более активной, чем в Нижнем Новгороде. Самара, Казань, Ульяновск, Чувашия, далее по тексту – признанные провинциальные центры.

Надо сказать, что Большая Волга – регион репрезентативный. То есть профессиональное искусство в рамках Приволжского федерального округа находится на более уверенном профессиональному уровне по отношению, скажем, к Югу России, по отношению к Уралу и Дальнему Востоку, где другие стилистические нормы и приемы. А вот что касается в хорошем смысле академического профессионального искусства, то здесь наш округ уступает, наверное, только Центру. Москва, Санкт-Петербург вне конкуренции, они обучают наших детей, забирают наших детей, чтобы потом выпускать их в большое искусство.

Поделиться:
Нажимая кнопку комментирования Вы соглашаетесь на обработку персональных данных
113, за 0,219

Смотреть видео онлайн

Смотреть видео hd онлайн