Система власти в России, на мой взгляд, такова, что задачей нового министра культуры Нижегородской области будет выполнение приказов своего руководства. Я не вижу у него других функций.
Давайте представим фантастическую ситуацию: министр имеет свободу выбора. Хотя я не анализировал вопрос о том, какие шаги он мог бы предпринять или предложить губернатору, поскольку ни в коей мере не стремился стать министром культуры.
Что нужно Нижегородской области? Понимаете, культура, как и любая сфера деятельности, вещь неуправляемая. Это у нас придумали, что нужна вертикаль власти. Я вообще не понимаю, что такое дисциплина. Я всегда считал, что совещания нужны не для того, чтобы раздать поручения, а чтобы выслушать, что предлагают сотрудники. У меня мозги устроены принципиально по-другому, чем у чиновников. Я не понимаю, как может действовать военная структура власти.
Если говорить о потребностях Нижегородской области в сфере культуры, то их определяет население. И в первую очередь нужно понять, что люди-то хотят, чего им не хватает. Думаю, такого анализа не проводилось очень давно.
Вполне может быть, что та культурная повестка, которую предлагает руководство региона, вообще никому не нужна. Это отсутствие обратной связи между населением и управленческими структурами все время накладывает свой отпечаток на функционирование системы.
А вообще, в Нижнем Новгороде очень мало что есть. У нас нет оперного театра. У нас нет залов, негде провести джазовый или рок-концерт. Наши библиотеки – это настолько консервативная система, что ее нужно просто сломать об коленку и сделать новую.
У нас в районах области совершенно не сформирована у населения привычка употреблять культурный продукт. Просто отучили от этого. Эту привычку нужно создавать заново.
Мне кажется, что любая политика в России, в том числе культурная, очень сильно оторвана от реальных потребностей населения. И стратегическая задача власти – научиться понимать, что хотят люди. Как тактически ее решить, понятия не имею. При нынешней системе культурой управлять вообще невозможно. И не нужно.
Сегодня министр культуры – это чиновник, а не человек, который отвечает на культурные запросы людей. Любой чиновник – это тормоз. Абсолютно любой.
Я скептически отношусь к конкурсу по выбору нового министра культуры. Мы по-прежнему существуем по принципу личных знакомств, взаимных рекомендаций, перед которыми какие-то профессиональные данные не устоят.