С приходом на пост врио губернатора Глеба Никитина администрация Нижнего Новгорода стала фактически отделом, департаментом областного правительства.
И в этом, я считаю, нет ничего плохого. Да, у нас есть уровень местного самоуправления, и он должен быть отделен от уровня госвласти. Но это все слова, а на деле сейчас самый удобный механизм управления — это вертикаль власти.
Возможно, именно с этим и связано такое долгое формирование команды мэра Владимира Панова. Потому что в первую очередь важно формирование команды правительства, кадровые вопросы администрации все-таки второстепенны. Думаю, это понимают и Никитин, и Панов, как человек государственный, человек, встроенный в систему.
Поэтому я не вижу ничего страшного в том, что прошло уже больше полгода его работы на посту главы города, а администрация продолжает формироваться.
Мы видим тенденцию, что из правительства региона в администрацию пришло уже достаточно много людей. Это не топ-уровень, не уровень министра (кроме Герасименко, но его переход произошел раньше) – пришли многие замы, начальники департаментов. И это абсолютно логичное решение.
Что касается новых людей, то их практически не видно, не слышно. Только что ушедший в отставку директор департамента строительства Михаил Цалко практически не проявил себя за два месяца. Пришел и ушел.
Возможно, его уход неслучайно совпал с отставкой замгубернатора Антона Аверина, однако Цалко был не из нашего региона, поэтому я не вижу здесь прямой связи. Раньше да – мы видели, что подобные назначения на разных уровнях власти так или иначе согласовывались с людьми, которые имеют в строительной сфере какой-то опосредованный бизнес.
И вполне возможно, что новый глава департамента будет подбираться при непосредственном участии Сергея Морозова, пришедшего на смену Аверину, поскольку есть очень много вопросов по строительству, которые город решает вместе с областью.
Думаю, формирование команды администрации Нижнего Новгорода должно завершиться к Новому году.
В первую очередь, станет ясно, кто будет заместителями Панова. По итогам конкурса в ближайшее время определятся два зама – по соцполитике и информационным технологиям.
Также станет понятно, останутся ли Герасименко, Казачкова и Молев – их можно рассматривать как некий триплет. Полагаю, что на их место кого-то ищут. Но к концу года все должно определиться.
Насколько я понимаю, у Владимира Панова никогда не было своей команды. Он человек-одиночка, одинокий политик. Так было и в Кстове, и в гордуме (несмотря на то, что его причисляли к разным кланам, но он всегда пытался договариваться со всеми), и в Госдуме.
Команды у него нет. Главный критерий подбора сотрудников для него – профессионализм. В администрации не появляются люди по принципу «сват, брат»; я не вижу, чтобы появлялись «свои» люди.
Панову нужно давать результат. Если он наберет «дворовую команду», она не даст результата, это ударит, в первую очередь, по нему. А он молодой амбициозный политик, который был в кадровом резерве и, наверное, хочет развиваться на областном уровне, возможно, не в нашем регионе. А может быть, даже и на уровне федерального правительства. Поэтому в его интересах набрать команду профессионалов. Тот же процесс, который мы видим в региональном правительстве, мы должны увидеть и в мэрии.
Профессионалов высокого уровня не так уж много, их тяжело находить и тяжело переманивать из других регионов.
При этом Панов набирает себе команду для решения задач именно на конкретной своей должности. Он не увезет их с собой при смене места работы. Условно говоря, чтобы его назначили губернатором Ямала и он приехал туда с половиной администрации Нижнего Новгорода, – такого не случится. Он будет работать с теми, кто есть, и будет находить профессионалов под новые задачи. У него нет людей, которых он перетаскивает с собой, – и он не стремится к созданию такой мобильной команды.
Учитывая, что в глобальном смысле на губернаторский срок Никитина выпадет, скорее всего, транзит федеральной власти, вопрос о человеке, который будет курировать внутреннюю политику, встает достаточно остро.
Европа накопила определенный опыт сохранения облика городов, в частности, используется подход, при котором сохраняются фасады зданий, внешний облик – при полном изменении внутренней планировки. Я думаю, что это достаточно правильный путь.
Само по себе выделение средств на консервацию объектов культурного наследия в Нижнем Новгороде это значимое событие. Это ответ на десятилетиями остававшиеся несбыточными чаяния градозащитников.