Явка на выборах губернатора Нижегородской области показала, что по мнению большинства населения Глеб Никитин справляется с ролью главы региона и ситуация в области достаточно стабильна. В ситуации стабильности и порядка избиратели предпочли провести последние теплые выходные летнего сезона на дачах и садовых участках. Кто-то успел в конце дня на выборы, кто-то опоздал, хотя и собирался, кто-то решил, что все нормально и его голос ничего не изменит, поэтому уделил лишнее время отдыху или сбору урожая.
Мы помним, какая явка была 18 марта на президентских выборах. Но там ситуация была другая. Нельзя сказать, что положение нашей страны безоблачное и все в порядке. Поэтому народ шел на участки с самого утра и явка была гораздо выше.
В нашем регионе все спокойно и сверхусилий от наших людей не требуется. Если сравнить процент явки с земельными выборами в Германии или губернаторскими в американских штатах, то он вполне нормальный, разница обусловлена лишь тем, что у нас не было интриги с соревнованием равных кандидатов – всем было ясно, что фаворит Никитин, остальные кандидаты преследовали свои цели, не борясь за победу.
В этом смысле, хотя и были комментарии о том, что Владислав Егоров победил Александра Курдюмова, но я так не считаю. С одной стороны, электоральный потенциал у партий КПРФ и ЛДПР, которые они представляли, существенно отличается. При этом коммунисты свой потенциал на сто процентов не использовали. Либерал-демократы тоже, но там дело в том, что они позиционируют себя как патриоты и часть их электората голосовала 18 марта за Владимира Путина, а 9 сентября за Глеба Никитина как человека Путина.
Поэтому ЛДПР на персональных выборах всегда попадает в сложную ситуацию. На прошедших выборах партию представлял достаточно харизматичный кандидат Александр Курдюмов, но он боролся не за победу на губернаторских выборах, а за репутацию своей партии. Его участие в кампании было нацелено не на сиюминутный результат, а на долгосрочную перспективу.
Поэтому, возможно, на следующих думских выборах либерал-демократы, если ничего не изменится на федеральном уровне, в том числе с лидером партии, смогут улучшить свои позиции.
Что касается коммунистов, то Владислав Егоров тоже боролся не столько за пост губернатора, сколько за пост лидера Нижегородского регионального отделения КПРФ. В партии были разные взгляды на то, кто мог бы возглавлять региональную организацию и лучше использовать протестный потенциал традиционного электората, кто мог бы улучшить работу с молодежью.
Некоторые считали, что Егоров недостаточно харизматичен и недостаточно жёсток для этого. Но с другой стороны, за те годы, пока он возглавляет партийную организацию, Егоров постепенно прибирает к рукам все рычаги влияния и его кандидатура уже не оспаривается. В этом смысле своих целей он добился, хотя в процентном отношении коммунисты и показали не такой высокий результат, как могли бы.
Возможно, Владислав Егоров наработал для себя базу, чтобы на следующих думских выборах, на которые Николай Рябов, может быть, не пойдет, стать депутатом Государственной Думы. Или же провести в нее кандидата, которого коммунисты сочтут необходимым иметь в нижней палате парламента.
«Справедливая Россия» показала не слишком высокий результат, и, если посмотреть по районам области, не очень равномерный. Впрочем, последнее можно сказать обо всех кандидатах, есть места, где и Никитин получил немного – например, в Сарове меньше пятидесяти процентов. Подобные падения и всплески есть и у коммунистов, и у либерал-демократов.
Минимальный результат кандидата эсеров Галины Клочковой зафиксирован в Лукояновском районе – меньше процента. Максимальный в Сарове – 8,6 процента. Но средний результат – 4,35 процента – все-таки маловат для справедливороссов. Региональное отделение «Справедливой России» переживает у нас не лучшие времена, его харизматичный лидер находится под домашним арестом, ему не до выборов, не до финансирования партии в достаточном для того, чтобы сказаться на результатах выборов, объеме.
Поэтому результат Галины Клочковой можно счесть достаточно хорошим. Она чисто на своей харизме сумела собрать голоса избирателей – там, где сумела. По-видимому, ей не хватило сплоченной и организованной команды, чтобы провести одинаково сильную кампанию во всех районах, поэтому результат оказался ниже, чем мог бы быть. Но даже в этой сложной ситуации она выступила лучше, чем можно было ожидать.
Думаю, что эта кампания пойдет ей в плюс на следующих выборах, например, в Законодательное собрание, куда она и так проходит без больших проблем.
Последний кандидат, Александр Быков, выступал от Партии пенсионеров. Как мне кажется, он оказался в этой роли несколько случайным образом. Муниципальный фильтр ему помогли пройти – для того, чтобы количество кандидатов было побольше.
Потенциал настроений среди пенсионеров и людей предпенсионного возраста, который можно было как-то использовать, был использован им не до конца. Результат три с четвертью процента не назовешь высоким, хотя для непарламентской партии это тоже неплохо.
Каждый из кандидатов решал свою задачу и каждый оказался немного в плюсе. За губернаторский пост боролся только Никитин, но и от него борьбы на износ не требовалось, потому что за тот год, который он руководит Нижегородской областью, все убедились, что изменились приоритеты развития, причем, в соответствии с новой реальностью, в которой живет наша страна. И в этом смысле его деятельность вызвала доверие, поэтому полученный им результат вполне закономерен.