Изменение структуры администрации Нижнего Новгорода я рассматриваю как социолог управления с кандидатской диссертацией по управленческим моделям. Под дерево целей и под новые задачи должностные инструкции и оргструктуры могут меняться каждые три месяца. Исходя из нового дерева целей или продолжения дерева целей и появления новых задач.
Появились новые вызовы – появляется новая целевая функция, а под нее задачи, новый функционал и некие изменения в оргструктуре. С точки зрения управленческого консультанта оргструктура может меняться довольно часто. Любой инертный механизм это мертвый механизм, он не учитывает внешние вызовы. Оргструктура это живая ткань.
Поскольку с начала работы Владимира Панова на посту главы Нижнего Новгорода не прошло и года, то идет поиск наиболее оптимальной модели, которая бы соответствовала всем вызовам, потому что Панов очень высокоэффективный менеджер, и он очень скрупулезно относится к функционалу, к целям, что подразумевает особую щепетильность в этом вопросе.
Отсюда и такой живой подход к выстраиванию структуры под настоящие задачи.
Если целевая функция реализовывается ради экономии неким другим образом через оргструктуры, то это делается, если сэкономить нельзя, то может появиться новое подразделение.
Все обсуждают, много или мало замов? Слушайте, XXI век. Нормально, что зам по информационным продуктам появляется? Наверное, да. Десять лет назад это выглядело бы смешно. Время быстро меняется и могут появляться новые проблемы, требующие нового функционала и новых кадров. Поэтому для понимания, кого убрать, кого добавить, надо знать дерево целей, а мы не знаем, под какое дерево целей формирует команду Панов.
Что касается появления института советников главы города, то это, я бы сказал, некие издержки и побочные эффекты проектной системы управления.
Проектный подход подразумевает кураторов, людей, которые непосредственно отвечают за проекты. Так как в городе могут быть сотни проектов, проектный подход неизбежно ветвит некую структуру. Завтра появятся еще несколько важных проектов, поэтому опять нужны будут люди, которые их курируют. Текущего штата на это может не хватать, поэтому появление неких советников не исключено.
Насколько мне известно, работают советники на общественных началах. Задача советника – быть в курсе всех событий конкретного проекта, конкретного направления, держать руку на пульсе. И это нормально. Буквально по каждой сфере деятельности в городе нужен советник.
Но нужно, опять же, следить за балансом – а вдруг нужен советник по каждому из вопросов местного значения? Сорок советников ведь не возьмешь.
Это издержки проектного подхода. Если завтра будет триста проектов, опять люди будут нужны, опять потребуются изменения оргструктуры. Либо нужно будет создавать институты.
И, обратите внимание, для решения определенных проблем институты создаются. Появился целый институт развития городской среды – это реально полезное решение. Проектный подход позволил создать высокоэффективную структуру, которая занимается общественными пространствами. Это пример большого проекта.
Владимир Панов выбрал модель проектного подхода, но могла быть выбрана и другая – интегрального подхода или еще какая-нибудь. Но теперь вряд ли стоит ожидать изменений в этом плане. Проектный подход – это ноу-хау нынешних нижегородских руководителей, определяющее их личный стиль. Если бы руководителем был кто-то другой, у него был бы свой стиль, свой методологический подход.
Выбранный Пановым вариант позволяет добиваться конкретных целевых показателей по каждому проекту. Это похоже на производственную систему «Росатома». Каждое направление оцифровано, понятно по срокам и этапам реализации, и нет размывания ответственности – четко понятно, что и за что отвечает. Это хорошо видно на примере КУГИ.