Мэр Нижнего Новгорода Владимир Панов несколько раз указывал на то, что бедственное положение Нижегородпассажиравтотранса явилось следствием проводившейся на протяжении целого ряда лет политики, когда маршрутная сеть выстраивалась таким образом, чтобы частные перевозчики получали выгодные маршруты, а муниципальному предприятию оставались социальные обязательства и обслуживание необходимых, но неспособных обеспечить окупаемость маршрутов.
Для того чтобы решить эту проблему, было затеяно возвращение к реформе маршрутов, которая разрабатывалась, но не была внедрена. Сейчас она дорабатывается в соответствии уже с реалиями сегодняшнего дня, ведется широкое обсуждение ее с жителями, поскольку реформа предстоит большая, а любое изменение сложившегося порядка ведет к возникновению недовольства. И это недовольство городская власть пытается минимизировать.
Процесс реформы до сих пор не запущен, идет подготовка к нему. И пока это перераспределение маршрутов не произошло, убытки и долги Нижегородпассажиравтотранса будут только увеличиваться. Тем более что положение с подвижным составом было плачевным и пришлось нести затраты на ремонт и приведение в порядок какой-то части автобусов, для которых из-за проблем с финансированием закупалось не соответствующее этой технике моторное масло, что негативно сказалось на техническом состоянии.
Мэр утверждает, что Нижегородпассажиравтотранс может стать если не рентабельным, то дотационным лишь в части перевозки льготников при перевозке остальных пассажиров в режиме самоокупаемости. По мнению Панова, эта цель достижима, но требует больших реформ. Видимо, осенью текущего года мы увидим, как они будут реализовываться.
Думаю, частники при этом в какой-то мере пострадают. Любой передел рынка затрагивает его участников. При этом глава города подчеркивает, что нет задачи выдавить с рынка всех частников. Просто они будут работать на несколько других условиях и, видимо, на несколько других маршрутах.
Поэтому останутся те частники, у кого перевозки налажены таким образом, что себестоимость не очень высока – не только благодаря выгодному маршруту, но и тому, как выстроена сама работа.
Тем частникам, кто и сейчас не очень хорошо живет (вспомним, как весной еще до всех этих рассуждений мы слышали о росте цен на бензин и неизбежном повышении платы за проезд, потому что ряд перевозчиков работает на грани убытков), будет тяжело вписаться в новые реалии, когда частникам будут доставаться не такие жирные куски.
Меня лично в этом процессе волнует удобство пассажиров. Боюсь, что как бы хорошо ни была сделана реформа с точки зрения общих параметров, большое количество недовольных все равно найдется. Предвижу, что и мне будет ездить не так удобно, как сейчас, но я отношусь к этому философски, потому что ситуация, в которой муниципальное предприятие требует ежегодных огромных дотаций, абсолютно ненормальна. Тем более что эти деньги, как напоминает мэр, могли бы быть потрачены на строительство дорог, ремонт школ, детских садов и другие нужные и полезные для города объекты.
Что касается идеи отдать Нижегородпассажиравтотранс в концессию, то, в отличие от некоторых экспертов, я не очень верю в то, что найдется достаточно серьезный инвестор, способный вложить необходимые деньги в предприятие и обеспечить дальнейшее развитие – опять же, без проведения реформы маршрутов, в нынешнем состоянии транспортной схемы – это абсолютно пустое.
Есть опасность и получить мошенническую схему, когда инвестор приходит, создается концессия, а через пару лет выясняется, что долги выросли в два раза, а концессионер уходит.
Серьезные положительные изменения невозможны без основательной реформы маршрутов, после которой уже можно говорить или о развитии муниципального предприятия, или о приходе концессионера, который сделает все необходимое. Но первый этап это все-таки реформа маршрутов.
В нынешнем своем виде Нижегородпассажиравтотранс без дотаций жить не может, поэтому какие концессии? Дело не в форме собственности. Я склонен доверять данным, которые приводились на нескольких брифингах, посвященных предстоящим изменениям.
Посмотрим, как профессионалы предложат изменить маршрутную сеть. Ждать осталось уже совсем недолго.
Урегулирование задолженностей муниципалитетов перед теплоснабжающими организациями в преддверии зимы – тема «вечная» и больная, относящаяся к традиционным российским вопросам «кто виноват?» и «что делать?». Трещащие по швам бюджеты – отнюдь не лучший повод для оптимизма.
Санкционная политика, которая проводится в отношении России, касающаяся отдельных предприятий и лиц, – вполне продуманная линия поведения, которая бьет по наиболее перспективным точкам роста российской экономики.
Поэтому надо ожидать, что проблемы отдельных муниципалитетов Нижегородской области с началом отопительного сезона будут решены волей руководства региона.