Санкционная политика, которая проводится в отношении России, касающаяся отдельных предприятий и лиц, – вполне продуманная линия поведения, которая бьет по наиболее перспективным точкам роста российской экономики. Наверное, и политики тоже.
Эта линия будет продолжаться и далее. «Группа ГАЗ» – не последняя компания, попавшая под действие санкций. Запад отслеживает возможные перспективные направления и старается пресечь их развитие. Ясно, что это своего рода экономическая война.
Что касается помощи пострадавшим в этой войне, то ее нужно оказывать не всем предприятиям, а в первую очередь, тем, которые нацелены на внутреннего потребителя. Сама социально-экономическая обстановка, равно как и проводимые реформы, должна быть ориентирована на внутреннего потребителя. И ценовая политика, и тот спектр предложений, который представляет предприятие, должны быть направлены на внутрироссийский рынок.
Очень важно иметь в виду, что есть некоторые перспективные формы организации экономики, и если мы почитаем Стратегию развития Нижегородской области, то кластерная форма предлагается как наиболее перспективная. Безусловно, ГАЗ у нас в регионе ключевое предприятие автомобилестроительной промышленности, но кластеры могут создаваться и с предприятиями других регионов, под пристальным вниманием со стороны региональных и федеральных властей, и это направление – одно из самых перспективных.
То есть, помимо чисто финансовых вливаний государство должно обеспечить взаимодействие предприятий с тем, чтобы максимально облегчить создание кластерной системы с принятием на вооружение идей передовых предприятий.
Что касается чисто финансовой помощи какому-либо предприятию, то я не сторонник того, чтобы государство брало на себя все убытки, которые ему несут санкции. Это в определенной степени показывает более трепетное отношение государства к конкретному предприятию, и другие могут в такой ситуации чувствовать себя уязвленными.
Я сторонник более рыночных мер, которые могли бы запустить механизмы эффективной работы предприятий. А это кластеризация, поиск новых рынков сбыта и учет интересов внутреннего потребителя. Это три краеугольных камня, на которых и нужно выстраивать экономическую политику в современных условиях.