Пока терпим

Новые автобусыСебестоимость проезда складывается из стоимости подвижного состава, запасных частей, топлива, амортизации, заработной платы обслуги и тому подобного – из затрат, которые надо сложить и соотнести с пассажиропотоком.

Почему в Нижнем Новгороде стоимость проезда ниже себестоимости? Дело в том, что есть экономическая составляющая вопроса, и есть политическая составляющая. В сложных экономических условиях сделать так, чтобы граждане, особенно с невысоким достатком, оплачивали проезд по себестоимости, непросто.

Поэтому заказчик транспортной работы, а это правительство Нижегородской области и администрация Нижнего Новгорода, устанавливают определенную стоимость проезда, а разницу между ней и себестоимостью оплачивают из бюджета, в этом случае мы говорим о выпадающих доходах. То есть эта разница оплачивается из тех налогов, которые платят все нижегородцы. Такой подход практикуется не только в России. Но мое личное мнение – это не очень хорошо. Я бы искал другие решения этого вопроса.

Есть себестоимость проезда, и стоимость проезда должна равняться этой себестоимости. Как минимум – ведь есть еще и развитие, закупка нового оборудования, расширение маршрутной сети, новые услуги, новые требования к безопасности и так далее. Понятно, что у кого-то при этом возникнут сложности с оплатой проезда. Но для этого нужно продумать доплаты к пенсии, к пособиям для малоимущих семей.

Снизить стоимость проезда сегодня, при постоянном повышении стоимости топлива и запасных частей – возьмем хотя бы эти два показателя, – довольно сложно. Тем более что по закону мы должны еще и повышать заработную плату, а в наших транспортных предприятиях она остается на прежнем уровне уже около четырех лет. Конечно, перевозчик в какой-то степени может снизить себестоимость проезда, но в очень малой степени – стоимость топлива зависит не от него, стоимость запчастей зависит не от него.

Практически не повлияет на себестоимость проезда и изменение транспортных схем и устранение дублирующих маршрутов. Администрация города вместе с руководством «Нижегородпассажиравтотранса» провела некие работы, связанные с сокращением штатов, с оптимизацией заработной платы и тому подобное. Это несколько снизило себестоимость, но все равно она существенно выше, чем установленная стоимость проезда в 20 рублей.

В регионах, где видели эту проблему и своевременно реагировали, стоимость проезда поднималась ежегодно на один-два рубля. У нас стоимость проезда четыре года не поднималась. Поэтому и сложилась такая разница между себестоимостью и стоимостью.

Но повторюсь – решать проблему можно двумя путями. Первый – повышением тарифов, второй – увеличением объема дотирования пассажирских перевозок из бюджетов разных уровней: муниципального, регионального, федерального. Если тариф не поднимать, то дотации ежегодно будут увеличиваться, потому что стоимость расходов растет постоянно. Так, стоимость запчастей за последние четыре года выросла на 25 процентов. Стоимость топлива – на 15-20, а то и больше. А покупать все и то и другое необходимо.

При этом я не настаиваю на том, что если себестоимость проезда составляет 36 рублей, то надо и стоимость проезда установить сразу на таком уровне. Нет. Вопрос надо решать по-другому. Надо оценить, в каком объеме бюджет может выделять дотации городскому транспорту. Если он неспособен дотировать в полном объеме разницу между стоимостью и себестоимостью, тогда на соответствующую сумму надо поднять тариф.

Каким путем пойдут администрация города и правительство области, это их право решать. Пока выбран путь дотаций, без них стоимость проезда стала бы слишком большой.

В разных странах вопрос решается по-разному. Скажем, в Дании нет дотаций и стоимость проезда там составляет два евро. Ты просто зашел в автобус, чтобы проехать какое-то расстояние, и ты платишь 2 евро 50 центов. Правильно это или нет? Наверное, Дания может себе это позволить при довольно высоком уровне жизни. Мы не можем.

Надо просчитать, сколько может дотировать город, сколько область, сколько может быть получено дотаций из федерального бюджета. Остальное надо закладывать в тариф.

Или же делать стоимость проезда равной себестоимости, но при этом разными способами повышать пособия малоимущим и пенсии на ту сумму, которая необходима для дотирования проезда конкретного человека, получающего эту пенсию или пособие.

В Москве одноразовый билет стоит 50-60 рублей, но в столице прожиточный минимум заметно выше, чем у нас, и там тариф поднимали дважды в течение полутора лет. Екатеринбург тоже поднял тариф до 28 рублей.

Мы пока терпим, но вечно откладывать изменение тарифа нельзя. Только за последний месяц стоимость топлива сдвинулась в сторону увеличение процента на 3-4. А ведь подвижной состав должен ежегодно обновляться на 15-20 процентов.

Знаете, сколько стоит новый трамвай – порядка 28 миллионов даже с учетом скидок по программе Минпромторга. На эту сумму можно купить четыре автобуса – они семь миллионов с небольшим стоят. С другой стороны, трамвай ходит без капремонта 30 лет, а автобус старше 10 лет эксплуатировать просто опасно.

Пока ситуация не критическая. Пока мы закупаем новые автобусы, готовимся объявлять новые конкурсы на поставку. Но рано или поздно со стоимостью проезда делать что-то придется. Я знаю бюджет Нижнего Новгорода, и знаю, что дотаций на транспорт хватает для существования предприятий с трудом – проблемы есть и у «Нижегородпассажиравтотранса», и у «Нижегородэлектротранса», и у метро.

Поделиться:
comments powered by HyperComments
111, за 0,276

Смотреть видео онлайн

Смотреть видео hd онлайн