Основное направление развития города – туризм
На заседании эксперт-клуба приводили в пример Казань как образец нормальных взаимоотношений между регионом и городом. Возможно ли подобное в Нижегородской области? Не только возможно, но и необходимо.
Наша задача убрать противостояние между Нижним Новгородом и областью. А снять мы его можем, интегрировав интересы города в интересы региона. В принципе, это сделать проще простого у региона и города должны быть общие цели и согласованный план по их достижению.
Мы были некоторое время назад в Татарстане, где говорили о развитии туристического потенциала этого региона. Глава республики заявил, что пока в Казани существует ветхий фонд, до тех пор ни о каком туризме в Татарстане и Казани не может быть и речи. А Нижний Новгород на протяжении ряда лет ходил с протянутой рукой и предлагал вместе с правительством области заниматься программой расселения ветхого фонда.
Основное направление для развития Нижнего Новгорода – это туризм. Как бы скептически ни смотрели на мой посыл, который заключается в том, чтобы чиновников переселить из кремля, условно, на Анкудиновку, а Нижегородский кремль отдать под историко-культурный туристический центр. Я бы сделал экономическое обоснование, сколько правительство Нижегородской области занимает квадратных метров, сколько у него еще «мест дислокации» в Нижнем Новгороде, условно говоря, сколько сил тратит министр, работающий на улице Костина, на переезды в кремль, сколько водителей, сколько бензина на это тратится. Я уверен, что единый комплекс зданий правительства на Анкудиновке будет гораздо эффективнее. Мы сможем, наконец, задействовать пресловутую котельную. В Нижегородском кремле, наконец-то может появиться краеведческий музей. Нижний Новгород – единственный город-миллионник, где нет такого музея. В здании Законодательного собрания была бы великолепная картинная галерея, люди бы ходили и смотрели. Смотрите, по вечерам в кремле столько людей гуляет. Восстановили бы фуникулер. Я инициировал совещания по его восстановлению к 800-летию Нижнего Новгорода, сейчас проект уже готов, но нуждается в небольшой доработке.
Стратегия развития области должна быть написана в территориально-отраслевом разрезе
Во время последнего заседания Законодательного собрания Нижегородской области состоялся правительственный час, который был посвящен исполнению стратегии развития региона до 2020 года. Я очень внимательно слушал, задавал вопросы, и сейчас можно констатировать, что ее исполнение не состоялось. Основная идея стратегии заключалась в том, что ее разработчики увидели в Нижегородской области центр потребления России, то есть, конкурентное преимущество нашего региона заключается в том, что в радиусе 500-1000 километров от Нижнего Новгорода по сравнению со всей Россией живет самое большое количество людей.
Хочу сказать, что Нижегородская область центром потребления не стала. Поэтому, чем скорее мы перепишем эту стратегию, дадим новую оценку перспективным направлениям развития экономики региона, разработаем стратегию развития Нижегородской области и определим достойное место для областного центра, тем будет нам лучше жить.
Стратегия развития до 2020 года написана в отраслевом разрезе. В старой стратегии есть небольшая ссылка на территории, где говорится про сельскохозяйственный юг и индустриально развитый центр. Если бы мне предложили разработать эту стратегию, то я бы ее написал в территориально-отраслевом разрезе, на мой взгляд, это было бы правильно. Обязательно бы затронул в этой стратегии административное построение и инфраструктуру Нижегородской области.
В 2004-2005 годах при губернаторе Геннадии Ходыреве некоторое время обсуждалась тенденция, что глава администрации Нижнего Новгорода должен работать в статусе заместителя губернатора региона. Считаю, что эта идея очень хорошая, это значительно повышает управляемость Нижнего Новгорода, способствует максимальной централизации власти, а также максимальной интеграции города в экономические процессы и административное управление Нижегородской области.
У нас есть депрессивный север, и я бы однозначно предложил рассмотреть вариант создания административной единицы, в которой бы объединил северные районы и создал бы должность заместителя губернатора по развитию северных территорий. Этот чиновник, наделенный большими полномочиями, работал бы на севере области, например в Шахунье. Вы помните сибирских наместников в царской России? Если удалена территория, то для повышения эффективности ее управления, там были наместники.
Однозначно я бы пошел по пути укрупнения районов. Что хотите мне говорите про местное самоуправление, традиции, обряды, но район области численностью до 30 тысяч человек экономически нецелесообразен. Район должен состоять из 100-150 тысяч человек.
Надо выделить базовые отрасли и перспективные отрасли
В стратегии развития Нижегородской области до 2020 года указаны перспективные отрасли. Я бы пошел по другому пути и предложил бы выделить базовые отрасли, куда бы отнес автомобилестроение, металлургию, нефтехимию. Это то, на чем держится экономика, но при этом я бы выделил еще перспективные отрасли, например, приборостроение. Как ни парадоксально, я бы также отнес к перспективным отраслям все наше сельское хозяйство. Ни одна отрасль, кроме легкой промышленности в Нижегородской области, не имеет такого потенциала развития, как сельскохозяйственная отрасль и приборостроение. В регионе также абсолютно не реализован потенциал в сфере судостроения. Нижегородская область может многократно увеличить объем выпуска такой продукции. У нас для этого идеальные условия.
Нижегородская область имеет все возможности поучаствовать в цифровой экономике, но сама по себе цифровая экономика – это понятие несколько размытое. Поэтому я бы сконцентрировался на высокотехнологичной медицине и приборостроении. Почему на приборостроении? Потому что мы регион оборонно-промышленного комплекса. Мы должны создать экономику замкнутых бизнес-циклов. То есть, не так: «Мы начали и непонятно где заканчиваем».
От Нижнего Новгорода до Москвы 380 километров или четыре часа на поезде, и если мы создаем высокотехнологичные центры медицинского обслуживания населения, то мы имеем возможность привлекать из столицы людей. Человек приехал на вокзал в Москве, сел на поезд, доехал до Нижнего Новгорода, получил медицинскую помощь и уехал обратно. Все другие регионы так развиваются. Я недавно вернулся из Липецка, и заместитель губернатора Липецкой области заявил: «Мы будем лучшие по высокотехнологичной медицине в сфере стоматологии, от нас до Москвы 400 километров, поэтому все москвичи будут лечить зубы у нас». Но в Липецкой области проживает 1 миллион человек и только в Нижнем Новгороде проживает 1 миллион 200 тысяч человек. В рамках развития высокотехнологичной медицинской помощи, надо определить, какие направления высокотехнологичной медицинской помощи в России не развиты, и после этого определить, какое из них нам выгодно развивать: лечение онкологии или суставов и т д.
Сейчас в Нижегородской области прошлись по всем лидерам, которые могут собрать вокруг себя единомышленников. Желание людей участвовать в политических процессах заранее просчитывается и сразу пресекается, это очень плохо, мы возвращаемся в 30-е годы, снова приходим к репрессиям.
Считал и считаю что арест Олега Сорокина огромное поражение для Нижегородской области, которая, как уже официально признано главой региона, находится на 60-м месте по привлечению инвестиций.
Разумеется, правоохранительные органы должны делать свою работу, и не должно быть никакого давления на следственные органы, включая странные фильмы, которые именно сейчас один за другим выходят в эфир и выкладываются в интернет.