(изучая программу Ксении Собчак «123 трудных шага»)
Ксению Собчак традиционно зачисляют в либеральный лагерь, который по своему составу очень пестрый и не признает единого лидера. К либералам в нашей стране со времен Егора Гайдара относятся двойственно: с одной стороны, возлагают ответственность за очередной виток роста цен, вывод денег в оффшорные зоны или в американские ценные бумаги, снижение присутствия государства в социальной сфере, а с другой – ждут новых рецептов оздоровления экономики ввиду того, что среди либералов действительно немало умных и грамотных специалистов (например, бывший министр финансов Алексей Кудрин).
До сих пор в президенты из стана либералов баллотировался только «яблочник» Григорий Явлинский, не снискавший, впрочем, лавров победителя. Теперь же пост главы государства собралась занять Ксения Собчак, опубликовавшая свою предвыборную программу под названием «123 трудных шага».
Оговоримся сразу: избранное название не самое удачное. В самом деле, 123 «шага» (иначе говоря, пункта программы) осилит далеко не каждый, а задача составителей такого рода документов как раз заключается в том, чтобы «зацепить» потенциального соратника, заинтересовать его сделать выводы, иначе изучение 123(!) пунктов программы превратится в интеллектуальное мучение с почти нулевым общественно-политическим эффектом.
А теперь к содержанию программы. В ней главной проблемой нашей страны названа «несменяемость власти, порождаемая ею коррупция и, как следствие, несправедливое распределение общественного блага, замедление технического и социального прогресса, международная изоляция, экономический кризис». Сказано красиво, однако исходный тезис о несменяемости власти, судя по всему, является прежде всего выпадом в сторону действующего президента. Так его с завидным постоянством избирают граждане РФ! И никакой административный ресурс не даст те солидные проценты, которые получил Владимир Путин на президентских выборах в 2000, 2004 и 2012 годах. Альтернативные кандидатуры оказались невостребованными в силу разных причин. В основном из-за несамостоятельности оппонентов Путина, неумения подчеркнуть самобытность России и представить ее народу четкий механизм модернизационного рывка нашей страны.
Программа Ксении Собчак страдает теми же «болячками». В ней провозглашается тезис о том, что Россия должна стать европейским светским демократическим федеративным государством с рыночной экономикой». Почти как в ст. 1 Конституции РФ 1993 года, за исключением положений о европейском пути развития и рыночной экономике. На вторую, кстати, никто не покушается, хотя без регулирования государства рынок функционировать не может. Что касается европейского пути развития, усиленного тезисом о том, что «наши естественные партнеры и союзники – европейские державы», то по такой дороге Россия пыталась шагать не раз. Но вот беда: европейцы не воспринимают нас как равноправных партнеров и союзников, закрепляя за Россией статус державы-донора, из которой можно и нужно выкачивать ресурсы (включая природные и людские). Реализация же тезиса о европейском пути развития в нынешних условиях вообще невозможна, поскольку мир вступил в фазу столкновения цивилизаций, где отказавшемуся от своих корней уготована печальная участь небытия. Надежда на то, что поэтапная отмена западных санкций откроет российским финансовым институтам доступ к международным рынкам капиталов, вряд ли оправданна, ибо политика на этих рынках определяется исключительно выгодой и расчетами, а не умозрительными рассуждениями об общеевропейском пути развития.
Более чем спорным является тезис программы Собчак о переходе от суперпрезидентской республики к полноформатной парламентской демократии, в условиях которой парламент будет формировать «федеральное правительство, в том числе назначать руководителей российской дипломатии и силовых структур, а также контрольных органов и Центрального банка». Парламентская республика для России – не шаг вперед, а скорее, наоборот, к временам начала 1990-х годов, когда исполнительная и законодательная власть бились не на жизнь, а на смерть за власть и собственность в стране. К тому же в России так и не получила широкого распространения политическая культура участия, носители которой не только умеют сформулировать свои политические требования, но и выступают активными участниками политического процесса.
В экономической сфере программы Собчак господствуют «священные» принципы либерализма, включая защиту частной собственности, необходимость приватизации государственных корпораций и монополий, уменьшение перечня лицензируемых видов деятельности, развитие малого и среднего предпринимательства. Здравый смысл подсказывает, что решить весь спектр проблем на этом направлении в сжатые сроки невозможно, поэтому нужно уметь выбирать главное. На наш взгляд, следует минимизировать общение предпринимателей с чиновниками, а это, в свою очередь, вынуждает перераспределить ресурсы в пользу направления «Цифровая экономика». Сюда же придут и компетентные менеджеры, способные выстроить процессы управления наиболее эффективным образом. А также будут заработаны деньги, которые с успехом потратит «социалка».
Конечно, легких решений в нынешней ситуации ждать не приходится. Но и «трудные шаги» – отнюдь не панацея от всех болезней нашего общества, а скорее всего, приглашение к дискуссии.
Со стороны может показаться, что сооружения на площади Минина воздвигались за считанные дни, было очень много работы – разработка концепции, согласование с ФИФА, которая задавала основной вектор направления.
Масштаб проекта «Большая Волга XII» соответствует его названию. Это самая большая в Приволжском федеральном округе художественная выставка Профессионального союза художников России.
Решение, думаю, будет принято. Никаких успехов у правительства нет. Им деваться некуда. Дорожает бензин, дорожает все. Поднимают цены на СТС, на права, на ОСАГО сейчас повысят, НДС увеличат на два процента. Представляете, насколько дорогой сейчас будет жизнь? И все это произошло после выборов президента.