Говоря о выделении автомобильному кластеру Нижегородской области субсидий на 872 миллиона рублей из федерального бюджета, нужно отметить несколько аспектов проблемы.
Конечно, помогать надо, автомобильная отрасль в очень тяжелом положении. Но она в тяжелом положении не только из-за санкций, обрушившихся на нас за последние годы. Она давно страдает по причине глубокой неконкурентоспособности.
Эта неконкурентоспособность накапливалась еще с советских времен, когда для АвтоВАЗа и других производителей создавались тепличные условия, облегчалась конкуренция с подержанными иномарками при помощи ввозных пошлин. В конечном счете все это привело к тому, что отечественный автопром сегодня преимущественно ориентируется на отверточную сборку, когда значительная часть комплектующих изделия производится за рубежом, и те машины, которые выпускаются у нас – «Рено», «Шкода» и прочие, с большой натяжкой можно назвать российскими. Это одна сторона проблемы.
С другой стороны, наш автопром в последние годы все-таки старается держаться на плаву, создавать собственные новые модели. Но они все равно уступают зарубежным и по качеству, и по уровню технической оснащенности. Но они как-то выдерживают конкуренцию на отечественном рынке. Я имею в виду «Ладу Гранту» и другие российские разработки.
Конечно, эта отрасль нуждается в поддержке, мы не можем допустить, чтобы автопром совсем встал: кроме прочего, это еще и вопрос занятости – куда девать людей, которые производят все это? Но проблема застарелая, и решать ее очень тяжело. Отрасль требует огромных инвестиций, огромной модернизации, и такие средства найти трудно.
Что касается распределения денег по территориям, то если кто-то собирается вкладывать деньги в наш регион, меня как нижегородца это может только радовать. Но радость эта относительная – хорошо, что деньги пришли не в другую область, а сюда, потому что я живу здесь. Не более того.
Что касается опасений господина Артемьева и подведомственной ему антимонопольной службы по поводу предложения Минпромторга о предоставлении преференций при госзакупках подпавшим под санкции «Русским машинам» и «Группе ГАЗ», то они, конечно же, обоснованы. Степень монополизации чудовищна, и это очень мешает развитию страны, развитию экономики. И у ФАС нет больших достижений в этой области. Но антимонопольщикам и не дали бы добиться большего – они действуют в рамках институциональных ограничений. Их изначально скромные возможности и то используются не в полную силу.
Но в принципе преодоление любого монополизма в экономике полезно – будь то госзакупки или выделение средств. Разумная политика – создавать там, где возможно, конкуренцию – она помогает снижать издержки лучше, чем любые административные указания.
К чему приведут действия по поддержке автомобильного кластера Нижегородской области, посмотрим. Это в любом случае лучше, чем ничего. Однако считать их панацеей от всех бед, которые связаны с курсом на изоляционизм – это утопия.
Глубинные противоречия, долгосрочные проблемы точечными решениями неустранимы. Можно что-то улучшить, что-то смягчить. Но кардинально выправить ситуацию подобными решениями невозможно.