Эффективность любого инструмента зависит от того, как он используется. Поэтому те субсидии, которые направлены из федерального бюджета ГАЗу, который принадлежит Олегу Дерипаске, могут привести к разным результатам в зависимости от того, будут они пущены на проедание или на развитие. От этого зависит и будущее предприятия.
Сейчас у Дерипаски есть серьезные проблемы, он попал в разные санкционные списки, и поддержка государством его бизнеса вполне закономерна с точки зрения роли крупного бизнеса в сохранении стабильности экономики. Как будут использоваться эти деньги, зависит от менеджмента, условий и контроля их использования.
Думаю, и сам Дерипаска, и Группа ГАЗ заинтересованы в развитии. Если оно не будет осуществляться, уже никакие субсидии его не спасут и мы увидим ситуацию, сходную с тем, что мы видели в Тольятти с ВАЗом до момента, пока его не купила компания «Рено». Все вливания в предприятие были бессмысленными, ВАЗ оставался ВАЗом. Сейчас мы видим, что есть изменения, что есть положительная динамика, положительные тенденции. И наши вазовские машины теперь не только продаются в России, но и поставляются за рубеж.
Если ГАЗ получит федеральную поддержку и эффективно ее использует, это будет большой плюс и Нижнему Новгороду, и работникам. В конечном счете это принесет выгоду и владельцам «Группы ГАЗ».
Сам факт выделения поддержки пока ни о чем не говорит, все зависит от точки приложения этих средств. На что они будут направлены – на развитие, на технологии, на переобучение, на повышение эффективности или же будет просто проедатьтся, как у нас очень часто это делается?
У ГАЗа кроме ниши, связанной с малыми грузовиками, ГАЗелями тому подобной продукцией есть все-таки шанс расширить свое присутствие и на рынке легковых автомобилей. Завод вполне может помимо «Фольксвагена» и «Шкоды» попробовать выпускать что-то свое, так же, как ВАЗ. Возможно, купить что-то устаревшее, но подлежащее модернизации с использованием современных технологий.
Пусть самые первые собственные современные модели ГАЗа и будут не слишком удачными, но это будет, по крайней мере, шагом вперед к возрождению российской автомобильной промышленности. Или она уже не возродится.
Нишу легких коммерческих грузовиков ГАЗ пока хорошо удерживает, но надолго ли этого хватит? Вот сейчас подорожал доллар, и отечественные модели становятся предпочтительней для нашего покупателя. Но по качеству они пока к зарубежным аналогам не приближаются, отставая и по движкам, и по мощности, и по качеству, и по надежности. Еще много над чем надо работать.