04-10-2018 Просмотров: 177 Дмитрий Скворцов

Вопрос не в инновациях, а в новом качестве роста

Практически все сегменты экономики Нижегородской области, кроме, может быть, автомобилестроения, должны развиваться при господдержке. Автомобилестроение тоже в ней нуждается, но холдинг Дерипаски получает поддержку на федеральном уровне, и ее хватает.

Рынок ГАЗа, Павловского автобусного завода и тем более Арзамасского машиностроительного завода, выпускающего оборонную продукцию, это рынок общероссийский. Регион здесь может выступать лоббистом, но меры поддержки должны быть федеральными.

Нефтехимический сектор тоже представляет интерес для федерального уровня. Но какая-то поддержка его осуществляется временами и регионом – подготовка площадок, содействие договоренностям для совместных синергических проектов, таких как «СИБУР-Кстово».

Универсальных рецептов нет, и в определенные моменты поддержка федеральной власти бывает необходима.

На спуске нынешним летом четвертого сухогруза в серии из пяти кораблей (есть надежда, что она будет продолжена) губернатор Глеб Никитин говорил, что нужно создавать судостроительный кластер. Это история не про высокие технологии, но вполне себе рабочая.

У нас есть «Красное Сормово» и еще ряд судостроительных предприятий с разной специализацией, разного размера и веса, и с ними могут работать многие предприятия региона. Тот же «Красный якорь» уже работает на всю страну, но есть еще немало предприятий, работающих на судостроительную отрасль, которые при определенной господдержке могли бы развернуться, и судостроители могли бы перестроиться на них, вместо поставщиков из других регионов. Это тоже способствовало бы росту объемов нашей промышленности.

Что касается данных о снижении инновационной активности нижегородских предприятий, то я с большим скепсисом смотрю на статистическую отчетность по поводу того, что является инновационной продукцией, что нет.

Но определенный оптимизм у меня вызывает включение наших предприятий в работу крупных госкорпораций, которые делают реально инновационную продукцию.

Обнадеживают также планы внедрить в Нижнем Новгороде «умное» освещение и разные хитрые устройства, оснастить парковки камерами и софтом, чтобы избавиться от неудобных шлагбаумов и минимизировать человеческий фактор в учете. Привлечение в Нижний компаний с такими высокотехнологичными решениями это первый шаг, после которого наши производители начнут сотрудничать с этими компаниями, подтягивать свой технологический уровень до более высоких стандартов.

Общий тренд в смысле если не повышения инновационности в чистом значении, когда речь идет о продукции, которую никто до этого не делал, то в смысле повышения технологического уровня, мне кажется заметным по довольно широкому спектру нижегородских предприятий. А это, наверное, важнее, чем отчитаться, что мы сделали еще одну инновацию. Вопрос не в инновациях самих по себе, а в новом качестве роста, которое они обеспечивают.

А при большом промышленном секторе, какой есть в Нижегородской области, за счет таких новых вещей, которые только-только выходят на рынки, высоких темпов роста для всей экономики не обеспечишь. Они могут демонстрировать высокие темпы роста в своем сегменте, в долгосрочной перспективе сулить большие обороты, но с имеющейся у нас промышленностью тоже надо что-то делать. И в этом плане в последние несколько лет, можно сказать, «полет нормальный».

С окончанием строительного бума мы могли оказаться в ситуации серьезного экономического провала на уровне региона. Но дело ограничилось лишь определенными проблемами строительного сектора, а темпы роста промышленного производства в общем и целом (понятно, что ситуация на разных предприятиях отличается) в два раза выше общероссийских. Это здорово.

У нас слишком большая экономика, чтобы говорить о том, что какой-то ее сектор будет определяющим для развития региона. И политика господдержки в Нижегородской области ведется разновекторно, используются разные механизмы для разных отраслей в зависимости от ситуации, которая в них складывается как в области, так и в России.

Поделиться:
Нажимая кнопку комментирования Вы соглашаетесь на обработку персональных данных
113, за 0,399

Смотреть видео онлайн

Смотреть видео онлайн