Игра в одни ворота
На мой взгляд, решений, которые повышают нагрузку на бюджеты физических лиц в 2018 году и в последующие периоды, принято более чем достаточно. Был целый ряд шагов в этом направлении, достаточно вспомнить летнее изменение тарифов на услуги ЖКХ. К тому же еще не забыта история с изменением пенсионного законодательства и предстоящим с января повышением НДС.
Но, похоже, наши государственные экономисты не видят иных возможностей для пополнения бюджетов, кроме как за счет собственных граждан и предприятий. Отсутствуют смелые экономические решения, принципиально новые финансовые подходы, чтобы найти иные способы пополнения казны. Все это, естественно, обостряет социально-экономическую обстановку в обществе. От правительства ждут эффективных решений. Я уверен, такие решения будут.
И на этом фоне жителям Нижегородской области обещают в несколько раз повысить в январе тарифы на вывоз отходов. Вообще, тема отходов в России стала одной из самых острых. Год экологии, каким был объявлен 2017-й, прошел проблемно, если не сказать провально. Мы все помним, что закончился он тем, что президенту на прямой линии в марте пришлось лично вмешиваться в проблему свалок для их закрытия и решения связанных с ними проблем.
Введение региональных операторов в сфере отходов, как и любых других, должно бы было оптимизировать вопросы ценообразования, а не вести к многократному росту тарифов. Если будет какое-то новое качество услуги, тогда можно говорить о сколько-нибудь серьезном повышении.
Но что получает обычный человек? Он утром выбрасывает свой пакетик мусора в контейнер, этот пакетик вывозят. Человек и знать не хочет, что происходит с этим мусором дальше. А происходит то, что мусор вывозят на свалки или на сортировочные станции. Часть отходов идет в переработку, а часть вывозят опять на свалки. Заводов по сжиганию отходов с технологией отвечающей экологическим нормам крайне мало. Свалки растут и их приходится иногда в ручном режиме закрывать лично президенту, как в случае с Подмосковьем, где ситуация дошла до массовых митингов.
Утилизация отходов – большая государственная проблема. Пример нам – все та же Европа, где разные виды мусора утилизируются отдельно: пластик, стекло, бумага, органика. За рубежом утилизация мусора это выгодный бизнес, которым занимаются как правило частные компании, государство выступает в роли надзорного органа.
У нас в стране, к сожалению, менталитет не у всех позволяет аккуратно и дисциплинированно осуществлять раздельный сбор отходов, причем, внедрение его в районных центрах будет еще более сложным, чем в городе. Это необъятный процесс, требующий большой подготовительной работы. Нужно каждый двор оснастить элементами технологии раздельного сбора мусора. Конечно, это нужно делать, иначе мы свою русскую матушку-землю превратим в большую помойку. И, конечно, заниматься этим нужно на государственном уровне.
Но почему мы вместо изменения подходов получаем многократное повышение тарифов? Я всегда выступаю за то, чтобы пропагандисты и средства массовой информации заранее объясняли населению решения власти. Когда у человека из кармана «достают» не рубль, а пятнадцать, а качество услуги при этом не меняется, качество жизни не меняется, качество среды не меняется, конечно, возникают вопросы и возмущение.
Я знаю массу людей, которые принципиально не платят за капитальный ремонт, потому что это отложенная услуга, которую люди должны будут получить через десять-двадцать, а то и сорок-пятьдесят лет. Люди не могут понять, почему они должны платить за ремонт, который будет проведен в то время, когда они уже и жить-то в нем, возможно, не будут. Мы видим, насколько безответственно порой ведутся работы фондом капремонта. Есть и хорошие примеры, никто не спорит, но число негативных уже достигло критической массы, достаточной, чтобы усомниться в самой идее фонда.
Похожую ситуацию мы можем получить и с операторами по вывозу отходов. Если вы намерены многократно повысить стоимость услуги, то потрудитесь объяснить почему, куда пойдут эти средства, какую именно услугу получит гражданин за эти деньги.
Почему-то власть не предусматривает алгоритма, некой технологии правильного информирования населения – не по факту случившихся повышений, а задолго до них, чтобы люди были морально готовы и знали, что повышение произойдет тогда-то, а к такому-то времени произойдет качественное изменение качества услуги и качества жизни, и чтобы такое изменение действительно происходило. Тогда будет честная двусторонняя игра. Пока же мы видим «игру в одни ворота», только вытягивание денег из карманов населения. Конечно, мой данный комментарий носит не позитивный характер, но я искренне хочу, чтобы поводов давать положительные оценки было значительно больше.