Маска папской смерти
Налицо попытка противопоставить «суперсовременного» Папу и продуцированный им «суперсовременный» католицизм «какому-то там» «отсталому» русскому Православию, иерархи которого только и делают, что ставят препоны распространению филантропической миссии покойного в России.
С того самого дня, когда репортажи о последнем Папе стали неотъемлемой частью всех выпусков теленовостей, примерно за несколько дней до самой кончины понтифика, я не поленился включать по нескольку раз в день телевизор. Интересно было знать, как в целом официальная российская «тележвачка» освещает итоги жизни и деятельности этой фигуры, несомненно, мирового масштаба.
Помимо сюжетов теленовостей, официальное телевидение не поскупилось на несколько, хотя и короткометражных, фильмов о Кароле Войтыле.
Больше всего меня, как человека православного, поразило то, что создатели этих «шедевров телеискусства» не упустили ни одной возможности «наехать» на Русскую Православную Церковь.
В целом впечатление от просмотренного складывалось следующее: налицо попытка противопоставить «суперсовременного» Папу, а значит, и продуцированный именно им «суперсовременный» католицизм «какому-то там» «отсталому» русскому Православию, иерархи которого только и делали в последние годы, что пытались поставить препоны распространению филантропической миссии покойного в России.
Главным козырем в руках журналистов стал так и не состоявшийся («по вине РПЦ») приезд Иоанна Павла II в нашу страну.
Второе, что удалось заметить невооруженным глазом, поскольку коробит слух православного человека, – это якобы объявление «подаренной» Папой Казанской иконы «подделкой» от лица официальной РПЦ. Конечно, последнее явный бред, но и он внес свою лепту в воздействии на российскую телеаудиторию.
Пиком всей этой вакханалии стала предпринятая попытка обсудить назревшие на этой почве проблемы с привлечением простых представителей телеаудитории – провести прямой эфир, где можно было бы по телефону излить наболевшее.
Я имею в виду передачу «Синий троллейбус» (телефон доверия для полуночников, ТВЦ, автор и ведущая И.Л. Палей). В качестве собеседников были приглашены известный певец Соткилава и не столь широко известный «клирик» раскольнической «Апостольской православной церкви», в которой, кстати, состоит и пресловутый расстрига Г. Якунин, «священник» Яков Гаврилович Кротов, получивший «благодать хиротонии» от каких-то безвестных украинских церковных сепаратистов.
Причем последний персонаж был представлен телезрителям просто как «священник Православной Церкви, историк Церкви». Последствия такого «кастинга» не замедлили сказаться. С ходу обрисовав, хотя и не в столь явной форме, отсталость и дремучесть большинства православных россиян, Кротов достаточно быстро направил разговор в «необходимое» русло.
Из позвонивших в студию следует выделить одну даму, которая представилась как «православная помесь грузинки, еврейки и цыганки» и достаточно в истеричной форме выразила уже известное нам «доказательство» «темноты и дремучести» руководителей русского православия, которые «не пустили» в нашу страну такого «великого и светлого человека», как последний понтифик.
Естественно, раскольник и «либерал» Кротов не стал обрисовывать причины, делавшие невозможным приглашение Папы от лица Русской Православной Церкви, а отделался лишь дежурными фразами, демонстрирующими его, «православного священника», «прогрессивный» взгляд на вещи (мол, не в пример иерархам РПЦ), заключив свое «либеральное мямлянье» следующей репликой: «Вот, многие позвонившие начинают свой вопрос фразой «хотя я и православный, я…», а все должно быть как раз совсем наоборот: «именно потому, что я православный, я люблю Папу».
Налицо замалчивание в официальных СМИ подлинных обстоятельств, обострявших отношения РПЦ с Ватиканом и делавшими невозможным приглашение последнего Папы в Россию от лица Русской Церкви.
Не последнее место среди них занимает религиозная ситуация на Западной Украине, о которой в связи с кончиной понтифика официальные СМИ не сказали почти ничего. Зато достаточно интересен следующий момент, уже обмусоленный российскими журналистами: неизвестный доселе факт из генеалогии Войтылы, мать которого была якобы не полячкой, а самой что ни на есть украинкой.
В одной из деревушек на Западной Украине нашли сестер Качоровских, заявивших, что они являются двоюродными сестрами матери покойного. Этот «факт» наверняка придаст новое ободрение католическим и особенно униатским миссионерам, несущим «свет Евангелия» (заметим, что именно так называется официальная российская католическая газета) «темному и дикому» в религиозном отношении населению Украины и России.
Естественно, в официальных СМИ ни разу не был затронут, безусловно, важный вопрос о том, как же покойный понтифик реагировал на западноукраинские события, когда там, в прямом смысле слова, огнем и мечом его единоверцы насаждали унию ?
Ответ прост: «никак» — почивший предпочитал не высказываться по данной проблеме. А религиозная ситуация на Украине продолжает, при полном замалчивании российскими СМИ, накаляться, о чем свидетельствует недавнее интервью с архиепископом Львовским и Галичским Августином . Совсем недавно промелькнуло сообщение о том, что Ющенко передает часть Киево-Печерской Лавры своим единоверцам-униатам. В этих условиях понятно, за что униаты так благодарны почившему.
Стремление замолчать те или иные «вопиющие» факты – обычный прием римского католицизма и унии , сделавшей немало зла православному населению западнорусских областей. Нельзя не отметить, что данный прием давно используется униатами и в Белоруссии.
В 1999 г. Полоцкое Греко-католическое братство предприняло попытку переписать историю унии, исключив из нее все «неблаговидные» факты. Для этих целей на белорусском языке был издан справочник «Архив униатских митрополитов», в котором раскрывалось содержание этого ценнейшего комплекса документов по истории Западной Руси, ныне хранящегося в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге.
Анализ данного издания, произведенный кандидатом богословия Минской духовной академии Г. Щегловым, показал, что данное униатское «произведение» является фактически плагиатом труда дореволюционных архивистов Святейшего Синода, издавших в 1897-1907 гг. двухтомное «Описание документов архива западнорусских униатских митрополитов». Современные униатские «ученые» (заметим, при участии специалистов из Белорусского НИИ документоведения и архивного дела) существенно «доработали» дореволюционное издание, устранив упоминание документов и дел «Архива», свидетельствующих не в пользу унии (подробнее об этом: Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. 2004. № 3. С. 217-219).
Понятно, что со смертью Войтылы украинские униаты и идущие с ними бок о бок латинские миссионеры потеряли своего, хотя и «молчаливого», но все-таки заступника. Свидетельство этому – заявления некоторых католических иерархов (таких, как епископ Иосиф Верт, например) о том, что при новом (т.е. «непольском») понтифике православно-католические отношения могут существенно улучшиться. Отсюда и стремление католических активистов постсоветского пространства и стоящих за ними западных политтехнологов использовать даже «тень» ушедшего Папы в своих деяниях .
В этом контексте представляется достаточно основательным предложение, прозвучавшее даже из стен Государственной думы, рассматривать широту и характер освещения событий вокруг кончины Папы в российских СМИ в качестве пропаганды католицизма .
Факты налицо: в стране, более 80 % населения которой называют себя православными, практически незамеченной прошла безусловно важная для истории русского Православия дата – исполнившееся 7 апреля 80-летие со дня кончины святителя Тихона, патриарха Московского и всея России. В то время, как одному только факту покушения на Иоанна Павла ΙΙ российское телевидение посвящало целые ролики, имя великого православного иерарха и свидетеля веры, стоявшего у кормила церковной власти в годы, когда дальнейшее существование религии в России было вообще поставлено под сомнение, не было упомянуто даже мимоходом.
Оригинал этого материала опубликован на «Правая.ру».