На пути к безопасности отечественного рынка
Промышленность Советского Союза выпускала все виды автомобилей (не будем говорить о качестве и доступности, это отдельные вопросы). И среди автогигантов Горьковский автозавод был одним из основных и занимавших существенную долю рынка, в том числе и гражданской его части.
При этом надо отметить, что в Советском Союзе уделялось мало внимания малотоннажным грузовым машинам – того, что сегодня называют «фургончиками», «газелями» и так далее. Если уж выпускали грузовую машину, то она действительно была грузовой. Поскольку в советское время предприятия, как правило, были крупными, машины малой грузоподъемности были не востребованы.
Сегодня рынок такие машины требует. Неслучайно на Западе они составляют основную долю парка, который обслуживает коммерческие интересы малого и среднего бизнеса. К сожалению, после событий начала 90-х годов была нарушена работа нашей промышленности, в том числе автомобильной.
Определенный период времени у нас выпускались два вида легковых машин – «жигули» и «волги» – не лучшего качества, а также неказистые надежные грузовые машины.
И продукция Горьковского автозавода перестала пользоваться спросом, когда рынок открыли для зарубежного производителя, когда в Россию стала поступать импортная техника, сначала подержанная, это и «фиаты», и «форды», и так далее и тому подобное, а затем и новая. С появлением этих более конкурентоспособных машин, в середине-конце 90-х, мы практически потеряли автомобильную промышленность, которая была разорена. Сколько автопроизводителей тогда прекратило существование – только в Москве сразу два завода.
Горьковский автозавод эти проблемы не обошли стороной: мы перестали выпускать легковые автомобили, поскольку проиграли этот сегмент зарубежным производителям. Перестали производить грузовые машины, проиграв и зарубежным производителям, и КамАЗу (хотя это и более крупный сегмент).
Но в 1994 году на рынок вышла совершенно уникальная машина Горьковского автозавода, которую назвали «ГАЗелью». Это легкая полуторка, выпускавшаяся в грузовом и пассажирском варианте и в виде фургона, которая завоевала почти весь сегмент малых машин этого типа. И к концу 90-х именно она стала господствовать в сегментах малых фургонов, микроавтобусов и малых грузовых автомобилей. Она была доступна, неприхотлива, она помогла нашим фермерам, представителям малого бизнеса выживать. «ГАЗель» была намного дешевле зарубежных аналогов и обслуживать ее было легче, чем зарубежные машины б/у.
Сложилась ситуация, когда российский автопром признал проигрыш на рынке легковых машин, на рынке грузовых машин (кроме КамАЗа), а сегмент «ГАЗелей» остался за нами. И первое слово принадлежало «Группе ГАЗ».
После того, как против России были введены санкции и целый ряд зарубежных производителей свернул здесь производство, побоявшись санкций со стороны Соединенных Штатов, на российском автомобильном рынке стали появляться дырки, пустующие ниши, не занятые никем. Иностранные производители ушли, а мы аналогов не производили. Но в этих условиях мы быстро поняли, что если будем рассчитывать только на зарубежного производителя, то всегда будем от него зависеть. Это не значит, что его не должно быть на нашем рынке, но в каждом сегменте должен быть и отечественный производитель.
И выход ГАЗа на новый сегмент рынка с длинными тяжелыми фургонами, с которыми мы еще в новейшей истории не работали, это большой шаг вперед. Свидетельствует он о том, что Горьковский автозавод вышел на новый уровень своего существования. Он стал способным осваивать новые сегменты, создавать новые предложения для рынка.
Да, особой революции не произошло – удлиненная база «ГАЗели» по сравнению со стандартной, модернизация шасси в сторону большей грузоподъемности. Принципиальных изменений нет, о чем свидетельствует и единство названий – это тоже «ГАЗель NEXT».
Однако востребованность новой модели на рынке будет очень высокой.
Во-первых, для городских грузовых перевозок такие фургоны незаменимы, поскольку у нас есть или большие фургоны, которые в тесноте городских пробок сегодня не могут нормально передвигаться, или малые фургоны – «ГАЗели» - полуторки, которые не могут взять всю партию товара и приходится делить ее на два-три рейса.
У новой модели грузоподъемность увеличена, приближена к средней стандартной партии малого и среднего бизнеса, для магазинных поставок она тоже становится достаточно актуальной (даже для сетей, когда перевозятся не самые крупные партии). Это очень удобная, экономичная и компактная машина, которая позволяет решать новую группу задач. Думаю, что наш средний бизнес воспримет эту машину на «ура».
Во-вторых, этот сегмент на сегодняшний день почти свободен, нижегородская продукция может полностью его занять. И зарубежным производителям, когда они решатся вернуться на российский рынок, придется в этот сегмент втискиваться, выдерживая конкуренцию с нашим производителем, которого будет поддерживать политика протекционизма.
Новые машины – новые рабочие места, новая прибыль, новые налоги и так далее и тому подобное. Мне кажется, что этот тот самый элемент импортозамещения, над которым у нас некоторые так любят смеяться. Мы действительно научились что-то замещать. А по сути мы возвращаемся к той модели экономики, в которой мы не зависели от западных поставок. Да, мы могли пользоваться их технологиями, их материалами, могли с ними торговать, но нам нельзя было диктовать условия, угрожая перекрыть кислород.
То есть, экономическая безопасность российских рынков должна быть обеспечена. Сегодня мы обеспечили продовольственную безопасность, оборонную безопасность. Теперь будем обеспечивать безопасность на целом ряде других рынков – информационном, на рынке товаров народного потребления и товаров производственного назначения. Наша экономика станет более многогранной, получит несколько оснований, чтобы стать более устойчивой. И этот первый сигнал, который говорит, что российская экономика сегодня не загибается, как нам пытаются доказать, а развивается – вопреки тому, что нам пытаются перекрывать кислород на том или ином сегменте.
Сегодня можно сказать, что и еще один маленький сегментик мы отвоевали – Горьковский автозавод возвращает свои позиции автогиганта. При этом он продолжает собирать и импортные машины, сотрудничая с импортным производителем, и это тоже хорошо – импортные машины становятся дешевле для нашего потребителя, как бы получают второе гражданство. И сборка этих автомобилей все больше и больше уходит от узловой, мы начинаем сами выпускать все необходимое для производства этих машин. Поставлена задача довести уровень локализации иномарок до 75-80 процентов, ввозя только то, что мы пока не производим или то, что обеспечивает факт принадлежности конкретной марки к иностранному производителю.
Поэтому я положительно оцениваю выход ГАЗа на новый сегмент рынка. Делать громкие заявления о революционной победе не стоит. Это очередной шаг на пути обеспечения безопасности на российском рынке. Мы восстанавливаем автомобильную промышленность. У нас сегодня есть и обновленный ВАЗ, и обновляющийся ГАЗ, и не теряющий позиции КамАЗ, можно перечислять и дальше. А учитывая, что «Группа ГАЗ» расширяет производство коммерческих автомобилей, пассажирского и грузового автотранспорта, перспективы у Горьковского автозавода неплохие. Более того, я думаю, что с новой моделью будет сделана и попытка выйти на зарубежные рынки, и она может, как это было в случае с «ГАЗелью», оказаться успешной. Пусть не в Европе, а на азиатских рынках, но это тоже хорошо.
Источник изображения - официальная страница Горьковского автомобильного завода.