Начнется серьезная игра на перемену мест и близость к первому лицу
Валентин Гринько, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Костромской ГСХА:
На мой взгляд, политические и экономические, а также правовые и другие ресурсы физического свойства для «продавливания» «своих» кандидатов на посты региональных руководителей федеральный центр имеет с избытком. У меня есть сомнения в отношении психологических (волевых, интеллектуальных, полнота информации, степень ее освоения, да и просто желание решать вопросы максимально прагматично и т.п.) факторов.
Как я полагаю, федеральная власть будет действовать по закону, а конфликты — вещь постоянная, вся наша жизнь — сплошной большой конфликт со средой нашего проявления. Обострения ситуаций возможны, если не будет доставать именно ресурсов как раз психологических. Что и случилось с монетизацией льгот. Почему-то на таком высоком уровне, как федеральное Правительство, не оказалось грамотных специалистов по пропаганде и контрпропаганде. И не только.
Кадровый ресурс списочно (для замены действующих руководителей субъектов Федерации) или в уме в Кремле, наверняка, имеется. Но одно дело проявить себя в прошлом, совсем другое — новые обстоятельства. Чаще всего старый кадр — лучше (надежнее) новых и очень перспективных, которые могут не вписаться в обстановку, и не подойти именно тоже психологически, менталитету и силам, его стихийно или сознательно формирующим, региона. Или могут обмануться при даче согласия, а потом понять свои чувства лучше, созреть и с воодушевлением начать отвергать нового руководителя. Но, разумеется, не всякий старый кадр — лучше, чем новый, вселяющий новые упования и надежды.
Губернаторы всегда зависимы от населения, а новые, да еще и предложенные свыше — в квадрате и в кубе. Им же надо проявить себя, и при этом оживляются ожидания населения и требования по их оптимальной реализации. И такой фактор будет действовать на всем протяжении их правления. Что касается возможно «переназначеннных» старых кадров, то и их степень зависимости от населения также усилится, поскольку население будет чаще обращаться в федеральный центр за поддержкой.
Новые кадры, чтобы быть представленными на губернаторские должности, помимо того, что должны быть грамотными управленцами, политиками и мыслителями, должны быть и в меру неожиданными, как, допустим, предложение Ельциным Путина. Иметь определенную харизму и имидж, быть в меру загадочными, но и в меру открытыми. Они должны быть без шлейфа определенного сорта скандалов в прошлом или неожиданно вскрываемых в будущем, или с хорошо заготовленным пиаром по аннигиляции диффамации. Хорошо бы еще и сами богатыми с личными ресурсами, которые можно без нытья о нехватках впрыснуть в проблемные места региона. Вспомним Михаила Сегеевича Горбачева: как все начиналось и чем все кончилось?
При «переназначении» или «непереназначении» действующего губернатора определяющими факторами должны бы быть итоговые оценки его деятельности, как формальные, так и неформальные, допустим, статистика и действительно представительные и независимые опросы (например, путем «включенного наблюдения») населения территории, в общем, реальная информация, а не только заготовленная механически туфта, может, в чем-то и адекватная.
На мой взгляд, многое изменится в контексте новой системы выборов руководителей субъектов Федерации, притом существенно. Например, походу работы новой системы и в конкретных местах, и в целом по Федерации, а особенно после проведения новых назначений губернаторов и новой губернской администрации, усилятся не позиции парламентов, а значимость парламентариев, а также политических и бизнес-элит, с ними связанных. Начнется серьезная игра на перемену мест и близость к первому лицу.
Будет происходить перетасовка как внутри этих структур, так и между ними самими. Обычно такое обновление приносит положительные результаты, если само первое лицо генетически заинтересовано в положительных переменах. На мой взгляд, наиболее существенным образом определяюще влиять на процесс избрания губернаторов получает полпред. Видимо, именно он, который, однако, и высоко, и далёко, принимает окончательное решение по выдвижению губернаторов в округе, но он же его ваяет из комплекса очень разносторонних материалов.
Что касается коррумпированности «новых» и «старых» губернаторов, то тут можно сказать следующее. Любому человеку иногда так хочется жить в обществе и быть свободным, но кто же ему даст? Но иногда возникает возможность дать и взять. И очень трудно доказать потом, что и где коррупция, а где не коррупция. Но, на мой взгляд, о коррупции больше говорят, чем ее есть на самом деле. У нас еще сохранились стереотипы социалистической бессеребреннической морали, и там, где в новых условиях российской действительности реально должны осуществляться нормальные сделки, многие еще ожидают бескорыстного ударничества.
Из тех, кого я более менее, и то понаслышке, знаю, могу назвать как имеющих наибольшие шансы на переназначение следующих: Шаймиев, Хлопонин, Абрамович, Федоров (Чувашия), Евдокимов (артист)… Об остальных либо ничего не знаю, либо сам бы не хотел, чтобы они оставались на своих должностях. Либо они не были пока губернаторами.
Ой, не думаю, что сегодня возникнет из числа «непроходных» региональных лидеров оппозиционная действующему президенту России структура. Разве что ну очень подковёрная. Потому что отставка – тяжелый моральный фактор. Многие старые друзья начинают отворачиваться, забывать. А то и мстить. Да и потом, на жизнь себе и своим они, скорее всего, заработали, с чего еще суетиться.
Но феномен Гейдара Алиева, снятого с партийно-советских должностей по состоянию здоровья, а затем, через несколько лет, всенародно призванного в президенты и ставшего на этом посту доброй памяти выдающимся международным деятелем, заставляет сказать: всякое бывает.