Нужно четко расставить приоритеты
У
творческой общественности, у интеллигенции, да и у всех нижегородцев есть
опасение, что те несколько объектов культуры, в частности музей-заповедник
Александра Сергеевича Пушкина, которые будут переведены с областного на
муниципальные балансы, могут испытать в ближайшем будущем проблемы, связанные с
нехваткой средств. И эти опасения не будут сняты до тех пор, пока не станет
понятно, уменьшился объем финансирования этих очагов культуры или нет.
Если
финансирование этих важнейших объектов действительно будет уменьшено, то
депутатский корпус и общественность должны будут очень громко заявить о необходимости
вернуться к прежней схеме финансирования. Я уверен, что эта тема не пропадет и
не будет замалчиваться СМИ, и что добиться достойного финансирования этих
культурных учреждений удастся.
Область
не должна отказываться от финансирования этих объектов регионального значения.
Именно регионального, или даже – особенно в случае с пушкинским музеем – федерального.
Столь же значимыми являются для нашей культуры и музей Добролюбова, и музей
нижегородской интеллигенции, и музей Горького.
Даже
находясь на областном балансе, многие из них испытывали проблемы с содержанием
экспозиции, ремонтом, уровнем поддержки в целом. Поэтому есть серьезные
опасения – смогут ли муниципалитеты справиться с этими задачами, хоть мы и слышим
заверения областного правительства о том, что им будут выделяться субвенции на
эти цели.
Известно,
что бюджет следующего года будет проблемным, если не сказать, что он будет
бюджетом серьезного секвестра (это слово стараются сегодня не употреблять и на
федеральном уровне, и на региональном). Будет происходить секвестирование,
существенное сокращение расходной части бюджета в связи с тем, что мы будем
недобирать по доходам, вынуждены будем направить значительную часть доходов на
повышение заработной платы работникам дошкольных учреждений и учреждений
дополнительного образования. Эти расходы с января следующего года полностью
падают на областные бюджеты.
Серьезной
нагрузкой для бюджета станут также подготовка к чемпионату мира по футболу и
строительство Второго Волжского моста.
Я
считаю, что в связи с такой ситуацией планы строительства нового театра оперы и
балета за четыре с лишним миллиарда рублей из средств областного бюджета в
следующем году утратят актуальность.
У
нас действительно существовал серьезный перекос в финансировании культуры и
культурных объектов из областного бюджета. Только на проектирование нового здания
театра оперы и балета было заложено около 300 миллионов рублей. Плюс к тому было
потрачено около 90 миллионов рублей на выкуп ресторана «Онегин» под
строительство театра в парке Пушкина. То есть, сумма приближается к
полумиллиарду. И это притом, что на реконструкцию и ремонт учреждений культуры
по всей области средств даже в этом году сравнительно с предыдущим было
заложено меньше на 12 процентов. Такие диссонансы, такая система приоритетов
(или ее отсутствие) при финансировании объектов культуры теперь дополнились
новой проблемой – областной бюджет отказывается от обязанностей по финансированию
значительной части учреждений культуры.
Мне
кажется, что в нынешней экономической ситуации приоритеты при финансировании культуры
должны быть расставлены совершенно четко. Должно быть понятно, что строительство
грандиозных объектов должно потерять актуальность; в то же время поддержка
существующих учреждений культуры – театров, домов культуры, музеев – должна
выйти на первый план. Средства на эти цели необходимо изыскивать даже при
сложном бюджете.
Возвращаясь
к вопросу о передаче нескольких объектов культуры с регионального на
муниципальный уровень, нужно отметить, что у этого вопроса есть не только
экономическая составляющая. Тот же музей в Болдине по его значению для области
сравним только с Нижегородским кремлем с точки зрения имиджа региона, его
статуса.
Именно
благодаря таким объектам, как музей-заповедник Пушкина, Нижегородская область
известна не только в России, но и за рубежом. Одно дело – краеведческий музей
района, и совсем другое – музей, который хранит память о культурном наследии
мирового значения. На мой взгляд, такого масштаба культурные центры нужно было
сохранить под региональным патронажем и заботой – даже независимо от вопроса об
источниках и объемах финансирования.