





Поезда не стоят в пробках

Кстово находится на расстоянии двадцати пяти километров от автостанции «Сенная». Это очень недалеко. И сообщение с Нижним Новгородом на этом участке было всегда достаточно приемлемым. Автобусы ходили в очень большом количестве, с короткими интервалами (8-10 минут в часы пик).
Однако сейчас пользоваться этой дорогой стало довольно неудобно, поскольку на Казанском шоссе и на трассе, являющейся продолжением улицы Ларина, постоянно возникают пробки. Поэтому жители Кстова, отправляясь в Нижний Новгород, не знают, сколько они будут добираться. Это главная проблема в перевозках между Нижним Новгородом и Кстовом.
Пригородные поезда ходили в Кстово с довольно-таки давних времен. Можно точно сказать, что пассажиров стали возить с 50-х годов, когда там начали строить нефтеперерабатывающий завод. Но несколько лет назад эти перевозки прекратились.
Связано это с тем, что и железнодорожная станция Кстово, построенная еще в конце 20-х годов, и станция Зелецино, появившаяся в 50-х, расположены очень неудобно с точки зрения подвоза к ним пассажиров.
Проект, который позволит связать пригородными поездами Кстово и Нижний Новгород, предполагает строительство транспортно-пересадочного узла на совершенно новом месте, до которого железную дорогу предстоит немного продлить. Это будет единый вокзал, с которого будут отправляться электрички до Мызы и до вокзала Горький-Московский и будут позволять жителям Кстова добраться до аэропорта.
На будущем пересадочном узле будут сходиться пригородные и городские автобусные маршруты, здесь будут делать остановку и междугородные автобусы.
Такой проект был разработан «Нижегороджелдорпроектом» четыре года назад. Он очень понравился руководству Кстова, тем более что тому предстояло что-то делать с построенной в начале 60-х годов и ставшей уже тесноватой для города автостанцией, постепенно приходящей в негодность. С этими планами ГЖД жители Кстова и Нижнего Новгорода связывают будущее этого направления перевозок.
Проект предусматривает строительство обхода петли станции Ройка. В настоящий момент, если запустить поезд с Мызы до Кстова, на станции Ройка он будет вынужден «менять голову» – машинисту придется переходить из головного вагона в хвостовой. Но здесь есть старая насыпь, которая служила железной дороге в 40-50 годы. На ней восстановят путь (вырубать ничего не потребуется) и таким образом электричке позволят добраться от конечной пятого трамвая до города Кстово примерно за 25 минут.
Причем, поезда гарантированно не будут стоять в пробках, на них можно будет доезжать до торгового центра «Мега», до Зеленого города. А часть электричек будет ходить к железнодорожному вокзалу и к аэропорту. Это очень интересный проект, развивающий железнодорожный узел Нижнего Новгорода.
Для того чтобы этот проект осуществился, естественно, в него должна вложиться и областная администрация. Всем известно, что пригородные перевозки убыточны, и об этой сфере должны заботиться региональные и местные власти, если хотят, чтобы территория функционировала, чтобы люди передвигались, работали и учились. Это так же естественно, как и строительство дорог, установка лавочек в парке и так далее.
Если говорить о других городах Нижегородской области, то развитие железнодорожного сообщения не стоит на месте. Уже в XXI веке было блестяще возобновлено движение между центром города Бор (станция «Моховые горы») и Нижним Новгородом. Этих поездов не было, народ страдал в пробках. В эту зиму в ходу остаются четыре поезда из Нижнего Новгорода до Моховых гор и восемь – из Моховых гор до Нижнего Новгорода. Расписание составлено таким образом, чтобы подхватить основной поток студентов, работающих людей, тех, кто постоянно ездит из областного центра на Бор и обратно. И это чрезвычайно разумно.
Такие перевозки следует развивать и дальше. Железная дорога дает возможность перевозить большое количество людей в пиковое время безо всяких пробок, с совершенно понятным временем: человек выходит к нужной минуте и в нужную минуту попадает туда, куда собирался попасть.
Совсем недавно начала ходить уже четвертая пара поездов между станцией Мыза и Московским вокзалом. У нас в Нижнем Новгороде появились фактически новые территории (сельское поселение Новинки) и на этих территориях электрички сообщением от Мызы до Московского вокзала, естественно, собирают людей и привозят почти в центр города. Это очень важно.
Что еще можно ожидать от железной дороги в обозримом будущем, и что хотелось бы увидеть?
Первое, о чем мечтали давно, и что пытались начать в 80-е годы, это электрификация железной дороги «Окская – Металлист». Это даст возможность жителям Богородска и Павлова безо всяких пробок вовремя добираться в Нижний Новгород, что особенно важно сейчас, когда павловское шоссе в часы пик стоит в пробках.
Очевидно, что Нижегородской области стоит подумать и о восстановлении пригородных перевозок между Арзамасом и Ужовкой. В последние годы область перестала их финансировать и они больше не ходят. Люди вынуждены пользоваться автобусами и частным транспортом.
Лет пятнадцать назад, общаясь с руководителем лукояновского автопредприятия, я спросил его: «Вот начал ходить пригородный поезд между Арзамасом, Лукояновым и Ужовкой – наверное, он у вас увозит пассажиров, которые могли бы приехать из Арзамаса в Лукоянов?». «Ничего подобного. Раньше мы не знали, как составить расписание пригородных районных автобусов, потому что люди появлялись в Лукоянове непредсказуемо. А тут приходит поезд, к которому мы привязали все автобусы – и все пассажиры наши, мы их всех цивилизованно увозим». Сейчас этих поездов нет.
Видимо надо в нашем регионе подумать и о том, чтобы использовать для пригородного сообщения какие-то ведомственные линии. Например, находящуюся в очень хорошем состоянии линию «Выкса – Навашино». Когда-то по ней тоже ходил пригородный поезд, которого теперь нет. Но и сейчас людям было бы очень удобно перемещаться на нем в Выксу, в Навашино и в Муром.
Еще один момент.
Мы начисто утратили инициативу в строительстве железных дорог. Кажется, что их вообще не строят в наших местах. А об этом нужно думать. Железные дороги должны развиваться дальше.
Совсем свежий пример. Сейчас в Башкортостане собираются строить сразу две железнодорожные линии, на которых будет, естественно, и пассажирское сообщение. В Башкортостане это возможно, а в Нижегородской области об этом и заикаться боятся. Речь всегда идет только о ВСМ и ни о чем больше. Между тем, подтягивать к крупным городам пассажиров нужно в том числе и с помощью новых железнодорожных линий. Это так.
