Россия в поисках вечной правды
Практически ничего существенно нового для философии истории и конкретно, вопросов социальной динамики, происшедшие на постсоветском пространстве революционные события не дали, происходящие — не дают, предстоящие — не дадут. Все закономерности описаны в более-менее подробных учебниках или монографиях, касающихся этого вопроса, разве что интересны некоторые локальные подробности. Но они всегда будут неожиданными для тех, кто не там и не о том чешет репу и важной для бизнеса теории не знает, или не верит ни в какие объективные там или субъективные факторы…
Первопричиной этих революций является единство объективного и субъективного факторов – основной закон социальных революций, куда можно включить и конкретные, локальные его проявления.
Это и социальные диспропорции, обострение выше обычного нужды и бедствий социальных слоев, существенное понижение жизненного уровня масс народа (часто «накрученное» или вообще организованное) – то есть в революции участвуют слои, одержимые глубокими объективными («У НАС детям куска хлеба нет, а ОНИ своим собакам один обед на тысячи долларов скармливают!») интересами, в первую очередь витально-экономическими.
Это и фальсификации выборов, что вообще перманентный фактор, поскольку в бюрократическом аппарате любых выборов неизбежны сомнительные зазоры, пробелы учета, ошибки и т.п.
Это разочарование не только в либеральной экономической модели, а во многом. Результаты предшествующей социальной революции, установившей, к примеру, либерально-экономическую модель вместо плановой советской, а также всех последующих революций (контрреволюций) можно определить чем-то типа закона неожиданных последствий, который, например, в конкретной форме осторожно определил Ф.Э.Дзержинский: «Если бы мы знали, что нам придется сидеть на четвертушке, не знаю, делали бы мы революцию».
Революционеры в упоении содеянным забывают и закон социальной мести, являющийся своеобразным историческим приложением закона неожиданных последствий (или несбывающихся ожиданий). О чем речь? Внешние силы требуют оплатить их солидарность. Внутренние массы ожидают, что теперь-то уж работать не надо, хватит, наработались при проклятом царизме, а теперь мы себе, мол, завоевали право «счастье здесь увидать»; а материальные блага теперь должны нам вроде как прямо с неба падать. В то время как жизнь и стоимость ее обеспечения непрерывно растут в соответствии с ростом населения.
И желание несколько дистанцироваться от России (Украина, Ющенко-Тимошенко), с тем, чтобы поддерживать с Россией трезвые прагматичные отношения, а не сентиментально-дружественные и ревниво-потребительские.
И, наоборот, желание динамичнее взаимодействовать с Россией (Белоруссия, Лукашенко; локальные революции и их итоговый статус, например, в ПМР, Абхазии, Южной Осетии, и многое иное.
Насколько умело позиционировала себя Россия во время произошедших революций?
Позиционировала здесь себя Россия, если можно так сказать с акцентуацией, невнятно. Да и к чему здесь партийно-позиционная внятность? По-моему, разные силы в России и вне ее стремились вызвать выгодное для себя позиционирование России. Осторожность и толерантность к событиям представляются более целесообразными, более предусмотрительными.
Сумела ли Россия извлечь хоть какие-то выгоды из произошедшего в Украине, Грузии и Киргизии? На мой взгляд, нет, не сумела. Россия традиционно никогда и не ищет выгоды. Она, скорее, ищет вечной правды, хотя даже Ленин писал, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна, а в американском философском течении прагматизме критерием истины вообще всегда является выгода, польза. Этой российской настройкой на вечно истинное зачастую умело пользуются наши вдруг появляющиеся друзья и братья. Куда там сыру в мышеловке – сама высшая доброта и забота о России сквозят в их учениях об истине, специально предназначенных для нас. И мы кидаемся. Хорошие романы на эту тему написали Борис Васильев «Были и небыли», Александр Исаевич Солженицын, эпопея «Красное колесо». Жаль, читали единицы. Потому что читать невозможно. Больно. Ужасно тяжело.
Пока гром не грянет… Перекрестимся, и опять ищем высшей правды. И нам ее своевременно всегда предлагают добрейшие доброжелатели.
Что касается стратегического мониторинга руководства страны за внутренней ситуацией, то некоторые явные и неявные кризисные факторы даже при самом умном и дотошном правителе не всегда вызывают должную обеспокоенность, считаются временными и терпимыми, а то и вообще замалчиваются и искажаются. Плюс внешнеполитические воздействия.
Властей в России много, легитимных, паралегитимных, так и вовсе не легитимных. Надеюсь, все виды властей для себя все выводы сделали. Особенно важно, какие выводы сделала для себя государственная власть Российской Федерации в целом и в частностях. Только говорить об этом открыто не всегда удобно, но дать знать бы надо…
Неизбежна ли «бархатная революция» в России? Зарекаться нельзя. Меры принять еще не поздно.
Боюсь, что, мать и отец русских революций начала двадцатого века, русская, до слез народолюбивая, интеллигенция, предвкушающая и ныне «бархатные» события в России во имя лучшего будущего народа, все забыла — чем кончилось и какова была ее собственная судьба в результате победы «трудового народа». Надеюсь, что до этого не дойдут. От остро-динамичных социальных революций, даже если они очень «бархатные», лучше не бывает никому, кроме как внешним силам, заинтересованным в ослаблении и разорении геополитического конкурента. А тем более такого масштабного, как Россия.
Высокие шансы получить государственную власть в России в результате политических событий по-прежнему у людей, по-умному контролирующих ликвидные ценности. Кто сумеет убедить, что сможет, или просто реально сможет устранить нарастающие социальные диспропорции, установить тотальную занятость, приемлемую социальную обеспеченность материнства и детства, ветеранов и бюджетников, человечную плату за труд, нормальный мир и покой повсюду в стране – тот и победит.
Хочется надеяться, что, с экономической точки зрения, Россия движется к социализму, но не к реставрации его любого исторически бытовавшего его советского варианта. Социализм – вообще практически синоним терминов «гражданское (социально зрелое) общество», «правовое государство», даже если это СФР Югославия, Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия, Швеция, Индия, Израиль, даже США времен нормальных социалистов Кейнса и Рузвельта. А это значит – к дальнейшему внедрению и укреплению нормального экономического либерализма, процветания.
Если политики будут действовать мудро, реабилитация и реальное утверждение в реальном российском общественном бытии подлинных либеральных, демократических идей, идей социальной справедливости, демократического социализма всегда возможны. Особенно и именно в России.