Торжество хамов
Когда я смотрю на ситуацию, которая сложилась вокруг знаменитого «шахматного дома», Игорного дома Троицкого, который являлся одной из визитных карточек Нижнего Новгорода, я могу определить ее только двумя словами: торжество хамов.
Хамов в самом прямом, исходном, библейском смысле этого слова – то есть нравственных моральных уродов, у которых нет за душой никаких культурных, этических ценностей. И которые еще имеют наглость бравировать этой своей моральной пустотой, имеют наглость выставлять ее напоказ и с презрением смотреть на всех, кто эти ценности признает.
У меня мог бы возникнуть вопрос к господину Багдасаряну, который выкупил это здание и который теперь является его владельцем: позволил бы он себе подобные действия на своей исторической родине? Если бы там ему довелось вкладывать средства в реставрацию исторического здания, значимого для культуры, для самосознания жителей какого-либо города, он так же повел бы себя и снес все к чертовой матери под фундамент, а потом построил новодел, – и плевать на всю историю? Но вопрос это чисто риторический – я знаю, как в Армении относятся к сохранению своей культуры. Там и рассыпавшийся камень в кладке не позволят заменить, будут лечить до последнего.
К господам из «Владимирреставрации», чьими руками была уничтожена жемчужина нижегородского культурно-исторического наследия, вопросов никаких нет. Подобных господ, подобных хамов от сферы вроде бы охраны культуры я знаю давно. Сталкивался с ними очень много – и по линии реставрации, и по линии археологии. Это те, кто за три копейки маму родную продаст, а не то что будет себе в убыток честно выполнять свои профессиональные обязанности.
Это мерзкая публика, но мотив ее поведения понятен – деньги.
Господину Багдасаряну нужны деньги, он мало получает с Мытного рынка, ему нужно и офисное здание, чтобы еще что-то положить на карман. Залетные владимирские реставраторы тоже хотят урвать свой кусок.
Но я читал комментарии в социальных сетях, мнения людей об этом событии – и, честно говоря, был просто поражен. Значительная часть комментариев сводится к фразам «одной гнилушкой меньше», «таких сараев по Нижнему полно», «давно пора было снести этот старый хлам»…
Вот это уже совершенно искренние и бескорыстные хамы – люди, не помнящие родства, не знающие своей культуры, не знающие своей истории и плюющие на нее, с наглостью, с гордостью демонстрирующие это наплевательское отношение.
К сожалению, это не только нижегородская проблема. И не только российская. Наверное, это общемировое, вселенское состояние культурного упадка, духовной деградации. Но у нас, в России оно проявляется острее, резче, чем в других районах земного шара. Об этом я тоже могу судить как профессиональный историк, который общается с коллегами – историками, археологами, музейщиками – не только из России, но и из разных стран Запада и Востока.
Я вижу, что и на Западе, и на Востоке еще сохраняется понимание, что подлинная история, исторический подлинник – это ценность, это важно. Пусть это черепок, а не целый сосуд, пусть это побитая статуя, фрагмент, а не целая скульптурная композиция. Пусть это проржавевший клинок от древнего оружия, который не сияет блеском стали, но это настоящий, подлинный клинок, который когда-то был частью каких-то исторических событий – драматических, героических, важных с точки зрения национальной истории. Там такие невзрачные, но подлинные вещи ценят, хранят, берегут и понимают их культурно-историческое значение.
У нас это понимание ценности подлинника как-то совершенно испаряется. Уже нормальным считается разместить в витрине музея вместо подлинника копию – и даже не всегда это сообщить об этом в табличке.
Жуткими темпами развивается система, когда вместо вещей представляется их электронный симулякр. Все эти виртуальные музеи, где даже копий, макетов нет – нет ничего материального, только картинка на экране. И это очень опасно.
Опасно в том плане, что с помощью таких технологий легко манипулировать исторической памятью и отдельного человека, и человеческих коллективов, и целого народа. Пока историческое самосознание привязано к подлинникам, его очень трудно подменить. Когда вместо подлинников появляются симулякры, копии, модели, виртуальные изображения, подмена исторического самосознания происходит легко, быстро и эффективно.
До какой-то части людей в нынешней российской власти, видимо, осознание этой опасности потихоньку начинает доходить.
Не так давно по России проехали два поезда. На одном возили технику, захваченную в боях с мусульманскими фундаменталистами в Сирии, на другом провезли возвращенные нам Лаосом танки Т-34. И то, как люди встречали эти эшелоны, как они ходили смотреть на них, какой интерес вызывали представленные на этих мемориальных поездах военные машины и оружие, – все это показывает, что и у людей сохранился еще интерес к подлинным вещам.
Если этот интерес грамотно поддерживать, то через такие подлинные вещи можно стимулировать и интерес к истории вообще, гордость за историю своей страны, формировать правильное государственное самосознание. (Конечно, тут можно указать на некоторые недостатки, в частности, на то, что представленные Т-34, пусть это и та же самая модель, были выпущены уже после Великой Отечественной войны, в боях с немецко-фашистскими захватчиками они участия не принимали. Но спишем это на пробные первые шаги, впоследствии все недостатки могут быть исправлены.)
Дай Бог, чтобы понимание ценности подлинников дошло и до тех представителей власти в Нижнем Новгороде, которые просто по своим должностным обязанностям должны сохранять наше культурно-историческое наследие.
Я очень надеюсь, что снос «шахматного дома» будет признан именно сносом – никакой не реставрацией, а именно разрушением памятника. Я очень надеюсь, что и на господина Багдасаряна, и на «Владимирреставрацию» наложат соответствующие штрафные санкции. А хорошо бы еще и реальные тюремные сроки за уничтожение российского национального культурно-исторического наследия.
Очень надеюсь, что господину Багдасаряну этот даже не объект, а уже просто место уничтоженного им культурно-исторического объекта не оставят, что он его лишится.
Это будет хорошо, правильно и справедливо. И другим желающим приобрести такие «гнилушки», «сараи», «развалюхи» в центре города, чтобы их разрушить бульдозером и на их месте построить из пластика и гипсокартона образцы современной архитектуры в эстетике биотуалетов, будет неповадно разрушать наше культурно-историческое наследие.
А вообще случай, конечно, жуткий, дикий, вопиющий. Это неприкрытое проявление самого древнего, самого животного, самого беспардонного хамства. Хамства в отношении нижегородцев, нижегородской культуры, шире – всего русского национального культурно-исторического наследия.
Источник изображения - Facebook.