На заседании комиссии по бюджетной, финансовой и налоговой политике 11 октября мы рассмотрели внесение изменений в бюджет Нижнего Новгорода, а именно — перераспределение внутри главных распорядителей бюджетных средств.
Например, основная по размерности деньга выпадает транспортникам. Средства массовой информации не раз обращали внимание на обязательства транспортных предприятий поставщикам энергоресурсов, топлива и т.д., поэтому это перераспределение подразумевает помощь всем трем муниципальным транспортным предприятиям. Оно в размере 70 миллионов рублей.
Много вопросов было посвящено текущему состоянию бюджета, начиная с транспортников. Одну цифру назову: за последние два месяца только «Нижегородпассажиравтотранс» заплатил налогов 296 миллионов рублей, в том числе просроченную задолженность. Но еще раз напомню, что задолженность копилась многие годы. И бо́льшая часть задолженностей образована до того, как то предприятие было передано на баланс муниципалитета. Между тем, обязательства исполняет город. После консультации, переговоров с администрацией, я сейчас полагаю, что у нас нет опасений, что мы оставим нижегородцев без транспорта (я говорю, прежде всего, по трамваю). Переговоры идут с «ТНС-Энерго».
При этом возникают некоторые мысли. Напомню коллизию прошлого года, когда были должны мы порядка 140 миллионов рублей, и то нашли возможность «расшить» задолженность. Сегодня задолженность составляет порядка 70 миллионов рублей (при просроченности порядка 46 миллионов). Однако давление носит жесткий характер. Между тем, я не сомневаюсь, что будем исполнять свои обязательства перед поставщиками электроэнергии. Но надо думать — все ли нас устраивает в этом поставщике. Есть понятия цены и качества, есть понятия альтернативных поставщиков. Я просто призываю к расширению линейки возможностей.
На заседании мы сегодня обсуждали вопрос об эффективном использовании бюджетных средств. К примеру, в докладе председателя КСП Ирины Семашко, с одной стороны, была стандартная «музыка цифр», а, с другой стороны, очень важна последняя страница в ее докладе. КСП выявила нарушения в трех контрактных муниципальных договорах, которые подрядчики исполняли в части ремонта дорог. Нарушения касались дефектов, которые в гарантийный срок подвержены исправлению. Подчеркиваю, что эти обнаруженные дефекты и были устранены. Отдаю должное работе контрольно-счетной палаты, ее генерации очередного этапа борьбы за эффективность бюджетных средств.
Были вопросы, которые предложил депутат Евгений Лазарев. Есть зерно, есть много разговоров, есть желание серьезно этим заниматься, поэтому мы приняли решение создать рабочую группу. Я взял на себя смелость ее возглавить. Мы пригласим ведущих специалистов нашей администрации. Напомню, что основные параметры положения о бюджетном процессе были приняты городской думой в период 2011-2014 годов. Положение — это не догма, это подвижная субстанция, и я думаю, что в процессе работы рабочей группы мы найдем возможности усиления прозрачности и публичности бюджета.
Коллега Лазарев, прежде всего, ставит вопрос о том, что в словесных описаниях бюджетных статей и характеристик должен быть предложен реальный план расходной составляющей.
Вопрос детализации – это отдельный вопрос, и его надо подробно осуждать. Я считаю, что есть Устав города, в котором четко прописаны полномочия администрации. Мы не должны и не будем подменять работу администрации. Мы им зарплату платим из кармана нижегородцев. У каждого своя задача и свои сроки исполнения.
Есть стандартный организационный прием, лучше которого не было и никогда не будет: есть задача, есть инструментарий, есть сроки и есть жесткий контроль. Поэтому насколько должна быть детализирована статья расходов, в каком сегменте и в каком необязательно – это тактика. Об этом можно говорить много и упорно. Для этого и будет рабочая группа. Мы выслушаем мнение всех участников процесса и придем к единому мнению. Поругаемся – нормально.
Вернусь к перераспределению средств городского бюджета. Никаких новых источников в этом месяце мы не обсуждаем. Но есть проблемы. Если взять годовой горизонт, то мы немного лучше выглядим к части сбора налогов в разных форматах налогов. К сожалению, если взять составляющую неналоговых доходов, то мы сегодня сильно недобираем. Это, прежде всего, оплата за землю, за муниципальные метры, которые арендаторы обязаны в срок и в полной мере вносить. Есть неисполненные плановые показатели департамента строительства, связанные с реализацией земельных участков, что формирует разрывы в сотни миллионов рублей. Мы же продолжаем дотировать предприятия транспортной сферы, обязательства образовательной сферы. Но есть разрыв. Это проблема.
Мы договорились, что на следующем заседании бюджетной комиссии мы заслушаем руководителей департаментов. Я сегодня в состоянии оцифровать неполученные неналоговые доходы, например, за аренду — это порядка 250 миллионов рублей. 80 миллионов рублей нам не платят арендаторы, которые занимаются торговлей на территории муниципального округа. А если учесть, что плата за год составляет 80 тысяч рублей с одной точки, и там те, кто торгует мороженым, активно им торговали, но при этом не платили за арендуемые метры, то давайте объясним, и объяснимся, спросим ли с них, почему они не заплатили. Надо отчитываться результатами. Ты чего ждал? Когда с тебя спросят? Иди и делай. Надо жестче спрашивать. А спросить есть с кого спросить. И спросим. Я не один год участвовал в работе комиссии, которая работала с должниками. Некоторым редко напоминали, некоторых не тормошили судебно, некоторые почему-то забывали… В городе фонари должны гореть, зарплаты должны выплачиваться бюджетникам, дороги должны быть красивыми, школы сытными — это первично. А почему не платят? Тогда уходи, и мы отдадим помещение эффективному собственнику.