Массовое обновление губернаторского корпуса в России связано, в первую очередь, с тем, что наступают новые времена и для выполнения задач, которые предстоят в ближайшие шесть лет, руководители регионов должны обладать несколько другими качествами, чем их предшественники.
Если кто-то сомневался, что Владимир Путин пойдет на очередной президентский срок, то я нет. Он уже сейчас готовит команду, с которой ему предстоит работать. И губернаторы не самые последние люди в этой команде, можно даже сказать, что это ключевые фигуры.
Что касается Валерия Шанцева, то его уход связан и с возрастом – шесть лет бы он не продержался, – и с изменением требований к управлению регионами и бизнесом. Меняются времена, меняются методы. Я не противник старой советской школы подготовки кадров, но – меня многие поймут – наступили совсем другие времена, и нужны другие руководители. Поэтому курс Кремля на омоложение управленческой элиты я поддерживаю.
Руководитель региона не должен быть любимцем жителей. Посиделки с крестьянами, рабочими, ветеранами уходят в прошлое. Главным критерием становится комфортность жизни в регионе.
Да, Глеб Никитин не был до последнего времени знаком с особенностями Нижегородской области. Но разве для выполнения конкретных задач он должен знать каждого в лицо? Нет, он должен ознакомиться с экономической, политической, социальной ситуацией в регионе. Для этого надо подобрать хорошую команду экспертов, аналитиков, которые преподнесут ему достоверную информацию.
Года, который остался до выборов, для этого более чем достаточно. Думаю, через три-четыре месяца такая команда будет сформирована и работа пойдет в полную силу. Выборы (не сочтите меня циником) будут пустой формальностью. Я не вижу ни одной политической фигуры, которая могла бы составить конкуренцию абсолютно незнакомому нижегородцам Глебу Сергеевичу Никитину. А его фамилию мы обязательно увидим в бюллетенях (если не будет явных провалов, в возможности которых я очень сомневаюсь).
Что касается разговоров о проблемах политической жизни нашего региона, то я общался в Москве с коллегами, с товарищами, и могу сказать, что Нижегородская область далеко не самый сложный регион в плане раскола элит. Это болезнь многих территорий, где пришедшие к власти ребята не могут эту власть поделить. Связано это обычно с тем, что в подавляющем большинстве в законодательные и исполнительные органы власти в регионах приходят люди из бизнеса, и это у них в крови. Соперничество с бизнес-площадок переходит в новую сферу деятельности.
Я думаю, глава Нижнего Новгорода с новым главой региона найдут общий язык. Выбора Елизавете Солонченко не остается. Человек, которого предлагает президент, изначально пользуется его большим доверием. Вряд ли кто захочет идти против президента (назвать которого «хромой уткой», как в Америке, невозможно).