«Зеленый Нижний 2020» это первый и уникальный для Нижнего Новгорода опыт проведения экологического форума, и он прошел очень успешно и продуктивно.
Глава Нижнего Новгорода Владимир Панов практически в начале форума подошел к нашему рабочему столу и просидел у нас целый час. Он хорошо разбирается в теме, поскольку работал в комиссии по экологии Государственной думы. И он многое разъяснил участникам круглого стола.
Владимир Александрович полностью за раздельный сбор мусора на территории Нижнего Новгорода, и мы обговорили, как лучше реализовать эту систему – несколько контейнеров или два. Пришли к выводу, что их будет два – отдельно для неперерабатываемого мусора, отдельно для перерабатываемого, который можно везти на мусоросортировочный завод и отбирать ценные, полезные фракции.
Эта система хорошо работает в Саранске, представительница компании из этого города рассказала, что переработка мусора это дело для них невыгодное, однако там ответственно подходят к делу и на содержание мусорных площадок выделяют больше средств, чем им заложено в функционал. Система работает в Москве – частично, в нескольких районах. Ну и в отдельных городах по России. Такого, чтобы система работала в целом регионе, пока нет.
По последнему рейтингу РСО в городах Нижний Новгород занимает место в районе восьмого десятка. Но если городская власть действительно возьмется сейчас за исправление ситуации, это будет хорошо. Есть такое понятие «расширенная ответственность производителя», и многие из наших компаний готовы, если им дадут такую возможность, очень быстро могут перейти к сдаче, например, использованной пластиковой упаковки, многие уже обеими руками за.
Российское законодательство отставало от зарубежного в части раздельного сбора мусора очень сильно. Действовавший 89-й закон был принят в 1998 году, и меняться начал только в 2013 году, когда вопрос со свалками уже назрел: процесс разрастания свалок усилился, было очень много незаконных свалок. Даже современные полигоны, которые работают (якобы) по всем правилам, начали вводиться лишь последние десять лет. До этого для свалок использовалась глинистая почва, а ведь при разложении того, что мы выбрасываем, образуется смесь третьего класса опасности.
Потеря важнейших и дорогих ресурсов – одна из причин, по которой стала развиваться отрасль мусоропереработки. Сейчас поднимается вопрос по тарифам. Если в мусоре есть ценные фракции, которые переработчик сможет извлечь и продать, то тариф на вывоз мусора будет уменьшен. Ведь до восьмидесяти процентов нашего мусорного ведра составляет упаковка, которую можно сдавать на переработку, на захоронение при правильном подходе будет уходить только оставшиеся двадцать.
Сейчас на каждом круглом столе мы стараемся выработать для главы города конкретные предложения, чтобы как можно быстрее приступить к внедрению новых подходов.
Для изменения ситуации сейчас подготавливается почва под создание новой транспортной схемы города. Видимо, в процессе этой работы возникло понимание, что схема должна учитывать не только пассажирский автотранспорт, но и электротранспорт.
В зависимости от подходов менеджмента возможное объединение Нижегородпассажиравтотранса и Нижегородэлектротранса приведет либо к сокращению издержек, либо к возрастанию. Объединение никак не уменьшит долги предприятий, но оно открывает определенные возможности.
«Открытая Стрелка» два года занимается рассмотрением и оценкой различных проектов развития этой территории. Мы передали наши предложения губернатору. Отдельные варианты уже рассматриваются и прорабатываются. Нужно немножко подождать.