Только что в прямом эфире программы «День за днем» Николай Сатаев, представитель Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей, заявил, что никакой техники, тем более военной, на Стрелке быть не должно. Там нужно медитировать, заниматься творчеством, фотографировать.
Ему кто-то сказал: «Мы хотели, чтобы здесь было как в столичном парке Зарядье». Сатаев ответил: «Зачем нам заемное? Давайте сделаем что-то свое. Не Зарядье, а свою Стрелку. Все прекрасно.
Я не знаю, отзывает НАПП свое предложение о создании музея науки и техники на Стрелке или не отзывает, но эти слова прозвучали в прямом эфире, где участвовали еще я, Юра Филиппов и Олег Хрусталев. Мы предложили создать на Стрелке большую оранжерею.
Оранжерея – это первое, что приходит в голову, потому что находящиеся там ажурные металлоконструкции сделаны по типу Хрустального дворца английского архитектора Пакстона. Это была революция в архитектуре – 1851 год. И этот объект был прообразом дальнейших выставочных объектов, которые появились в Германии, потом и в России. Тема оранжереи идет из тех времен. Пакстон, кстати, был строитель и садовник.
Сама идея не нова. Но большинство телезрителей проголосовало именно за оранжерею. Необязательно накрывать колпаком всю Стрелку и делать там искусственный ландшафт. Но в том, что появится на Стрелке, должны быть элементы зимних садов. Это, по-моему, очень хорошая идея.
Предложений о будущем Стрелки может быть миллион, несчетное количество. На одной передаче четыре, на другой три совершенно других. Но все это нужно просеивать, проговаривать, выяснять, что Стрелка может вынести.
Любое предложение может быть хорошо абстрактно, само по себе. А когда начинается примерка, встают вопросы о коммуникациях, том, сем, пятом, десятом, проводятся расчеты – сколько люди могут провести здесь времени, какой будет наполняемость этого пространства, сколько оно может выдержать народа, на чьи средства оно будет содержаться. Когда все это просчитано, получатся проект. Пока такого нет. Есть отдельное ви́дение, отдельное представление.
В то же время у города есть совершенно конкретные потребности в чем-то. Например, в качественном современном концертном зале, который, вполне возможно, тоже уместен на Стрелке.
Наша организация «Открытая Стрелка» два года занимается рассмотрением и оценкой различных проектов. У нас это все взвешено, записано. И мы передали наши предложения губернатору. Я уже знаю, что отдельные варианты уже рассматриваются и прорабатываются. Нужно немножко подождать.
Больше нас сейчас беспокоит то, что металлические конструкции на Стрелке находятся в плохом состоянии. Хоть их и помазали защитным составом, но я обращалась в институт Мельникова, это главный институт в стране по металлоконструкциям, в частности, его специалисты занимались шуховскими объектами. Там посмотрели все материалы по этим конструкциям и сказали, что в открытом виде они могут простоять не более полутора лет. А стоят они уже с марта.
То есть, у нас осталось совсем немного времени до того момента, когда они могут просто рассыпаться. Это сейчас важнее всего решить. Это проблема сохранения объекта культурного наследия, который в дальнейшем будет включен в концепцию развития Стрелки. А уже вслед за концепцией должно быть проработано и реализовано проектное решение.