Депутаты гордумы на заседании комиссии по экологии 9 октября обсудили вопрос введения системы региональных операторов по вывозу и захоронению твердых коммунальных отходов (ТКО) в Нижнем Новгороде. Вывозом и захоронением отходов займутся с 1 января 2019 года ООО «Нижэкология-НН» и ЗАО «Управление отходами-НН», выигравшие соответствующие конкурсы. При этом стоимость тарифов для нижегородцев может вырасти в несколько раз.
Столь существенное изменение тарифов обусловлено тем, что сейчас вывозом мусора занимаются управляющие компании. Часто происходит так, что они нанимают для вывоза ТКО сторонние фирмы, которые вместо того, чтобы везти мусор на специализированные полигоны, выгружают отходы на несанкционированных свалках. В региональном правительстве считают, что в рамках существующей системы, без заключения концессий с регоператорами, решение этой проблемы невозможно.
По словам начальника отдела регулирования обращения с отходами министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Ивана Казакова, семь районов Нижнего Новгорода будет обслуживать ООО «Нижэкология-НН» и вывозить отходы на полигон «МАГ-1» в Дзержинске. У Сормовского района региональным оператором станет ЗАО «Управление отходами-НН», которое будет складировать мусор на Блаханинский полигон. «Сейчас регоператоры получают тарифы в Региональной службе по тарифам», — сообщил Казаков.
Эксперт-эколог в области обращения с отходами Ассоциации нижегородских предпринимателей Клара Романова, выслушав доклад чиновника, усомнилась в том, что регоператоры вообще начнут работать. «В Нижегородской области нет региональной программы по обращению с отходами, а прежняя территориальная схема не соответствует требованиям действительности»,- сообщили Романова.
Эколог удивилась и тому, что тарифы на двух полигонах различаются в несколько раз. По ее информации, стоимость обработки и захоронения отходов на полигоне «МАГ-1» составляет 172,4 рубля, а на Балахнинском полигоне – 372 рубля. Сейчас семья из четырех человек, проживающая в квартире площадью 60 кв метров, в среднем платит за вывоз мусора 180 рублей в месяц, а с января она будет платить 636,2 рубля, а семья, проживающая в Сормовском районе – 657,6 рубля.
«Я не представляю, как объяснить жителям, почему им нужно платить больше»,- возмутилась Романова.
Чтобы унифицировать тарифы для всех районов города эколог предложила передать полномочия по вывозу отходов в Сормовском районе фирме «Нижэкология-НН» — тогда все жители будут в равных условиях. Кроме того, она предложила членам комиссии по экологии обратиться в УФАС для проверки обоснованности тарифов, попросить Контрольно-счетную палату (КСП) региона проверить работу полигона в Балахне и обоснованность заключения концессии между правительством Нижегородской области и ЗАО «Управление отходами-НН». Эколог напомнила, что ранее КСП уже проводила проверку по поводу концессионного соглашения между предприятием и правительством региона, и признала его неэффективным.
Депутат Заксобрания Владислав Атмахов согласился с мнением эколога, отметив, что в Ульяновске установлен единый тариф на захоронение мусора, предложил ввести субсидии для отдельных категорий населения на вывоз мусора и установить меньший тариф для жителей, которые будут сортировать отходы.
Зампред гордумы Михаил Кузнецов поддержал мнение своего коллеги из регионального парламента, заявив: «Раздельный сбор мусора нужно внедрять, но без повышения тарифов. Мы договорились создать рабочую группу вместе с депутатами Заксобрания. Если увидим, что тарифы вырастут в несколько раз, то обратимся в УФАС — это недопустимо».
Реформу системы сбора и захоронения отходов, конечно, нужно внедрять, ведь количество несанкционированных свалок продолжает неуклонно расти. Только в Сормовском районе города их насчитывается более трехсот. Однако есть опасения, что вместо реформы произойдет передел рынка утилизации отходов и повышение тарифов – задача правительства не допустить этого.
Для изменения ситуации сейчас подготавливается почва под создание новой транспортной схемы города. Видимо, в процессе этой работы возникло понимание, что схема должна учитывать не только пассажирский автотранспорт, но и электротранспорт.
В зависимости от подходов менеджмента возможное объединение Нижегородпассажиравтотранса и Нижегородэлектротранса приведет либо к сокращению издержек, либо к возрастанию. Объединение никак не уменьшит долги предприятий, но оно открывает определенные возможности.
«Открытая Стрелка» два года занимается рассмотрением и оценкой различных проектов развития этой территории. Мы передали наши предложения губернатору. Отдельные варианты уже рассматриваются и прорабатываются. Нужно немножко подождать.