Вообще все можно объединить – не только Нижегородэлектротранс и Нижегородпассажиравтотранс, но и добавить сюда метро и еще что-нибудь. Вопрос один – будет от этого польза, или нет.
Обоснование такого возможного решения горадминистрации снижением расходов на содержание управленческого аппарата я считаю несостоятельным. Богу – богово, кесарю – кесарево. Одни занимаются автобусными перевозками, другие перевозят людей на электротранспорте.
Мне кажется, здесь надо искать другие идеи.
Зная ситуацию в Нижегородпассажиравтотрансе, я бы сегодня, например, рассмотрел такие варианты, как приватизация, сдача в аренду и другие в том же духе, потому что у города справляться с общественным транспортом не получается.
Сразу оговорюсь – речь не идет о нынешних руководителях департамента транспорта и города в целом. Эта болезнь имеет большие корни, ситуация ухудшалась уже долгое время, и сейчас дошла до точки кипения.
Может ли город в принципе решить эту проблему? Муниципальные предприятия часто сравнивают с частниками. Да, частники находятся в более привилегированном положении. Поскольку заработная плата там в основном «серая».
С другой стороны, они покупают подвижной состав сами, никто им его не покупает. И сейчас частные перевозчики выручают город очень сильно, они обеспечивают 50-60 процентов перевозок. Мы без них уже не проживем.
Предлагают поставить муниципальные предприятия и частников в равные условия. Ну, давайте, поставим – что изменится?
Вообще, государство никогда не было эффективным и хорошим менеджером. И никогда не будет. Для этого нужен частник.
Лет семнадцать назад я был в городе-побратиме Нижнего Новгорода, в финском Тампере. И я был сильно удивлен, что там коллектив городского водоканала много лет арендует его у города, работает очень успешно, платит городу приличные отчисления от прибыли в соответствии с договором.
Почему бы этот вариант не посмотреть применительно к общественному транспорту Нижнего Новгорода? Передать предприятия в аренду с хорошим руководителем – совершенно другая мотивация будет у людей и у руководства предприятия.
Не будет ли частник диктовать городу условия? Может быть, в самом начале такая опасность и была, но сейчас этого не будет. Частники, которые работают у нас на перевозках – они не дураки, это умные люди. Очень многие уже и базы себе существенно нарастили.
Я знаю одного перевозчика (он ко мне обращался за помощью), который открывает предприятие по переоборудованию автобусов, чтобы в них можно было перевозить людей с ограниченными возможностями. Мыслит совершенно правильно. И таких руководителей среди перевозчиков – абсолютное большинство.
Пока принципиальное решение не принято, ситуация будет усугубляться, будь предприятия в городской или в областной собственности. Денег становится все меньше и меньше. Возможности дотирования у государства, в данном случае у городского и областного бюджета будут все сильнее сужаться.
Нужно искать нетривиальные ходы. Ну, объедините предприятия – будет один большой нищий вместо двух нищих поменьше. А на такое повышение тарифов, чтобы перевозки стали безубыточными, чтобы средств хватало и на обновление подвижного состава, и на топливо, и на налоги, и на зарплату, город не пойдет.
Объединение – это только потеря времени. Объединим, а через какое-то время окажется, что ошиблись. Пострадают, в первую очередь, люди, рядовые нижегородцы. Решение надо принимать, исходя из интересов нижегородцев. А нижегородцы хотят одного – чтобы транспорт ходил регулярно, и не до восьми-девяти вечера, а до одиннадцати-двенадцати ночи.
Как быть с тарифами, со стоимостью проезда? Если бы я был главой города, я бы собрал специалистов, они бы быстро накидали предложений. Для меня, например, очевидно следующее. Ездят у нас социальные автобусы. Давайте лучше дадим деньгами людям то, что они получают через социальные проездные. Коэффициент полезного действия будет выше. А перевозчики пусть берут, как положено.
А от повышения тарифов городская или областная власть все равно не уйдет, потому что ситуация с финансами не улучшается, а ухудшается. Это и санкции, и падение объемов производства, и так далее – открой любую газету, и все это видно.
Нужно искать другие варианты. Самые очевидные решения – приватизировать муниципальные предприятия или отдать в долгосрочную аренду коллективу, пригласив хорошего руководителя. А приватизировать можно на 49 процентов, оставив 51 городу. И не важно, нижегородскими будут инвесторы или нет. Главное – чтобы транспорт ходил. Иначе дойдем до критической ситуации, если брать Нижегородэлектротранс, то будем разбирать трамвайные пути, как в Дзержинске.
Для изменения ситуации сейчас подготавливается почва под создание новой транспортной схемы города. Видимо, в процессе этой работы возникло понимание, что схема должна учитывать не только пассажирский автотранспорт, но и электротранспорт.
В зависимости от подходов менеджмента возможное объединение Нижегородпассажиравтотранса и Нижегородэлектротранса приведет либо к сокращению издержек, либо к возрастанию. Объединение никак не уменьшит долги предприятий, но оно открывает определенные возможности.
«Открытая Стрелка» два года занимается рассмотрением и оценкой различных проектов развития этой территории. Мы передали наши предложения губернатору. Отдельные варианты уже рассматриваются и прорабатываются. Нужно немножко подождать.