Родителей выпускников беспокоит, в первую очередь, вопрос поступления. Дети наконец-то выдохнули после сдачи ЕГЭ, получили результаты последнего экзамена…
Уже давно известно, что вопросами поступления школьники и их родители начинают заниматься гораздо раньше, чем конец одиннадцатого класса. В среднем – это начало 10-го, когда начинают выбирать дисциплины ЕГЭ, которые потребуются для поступления, и картинка выбора профессии формируется за два года. Безусловно, существуют и спонтанные решения, но это уже частность.
Тренд последнего времени – некоторый спад интереса к программам экономическим и юридическим, что закономерно – в течение десятка лет они были на историческом пи́ке и спад был должен когда-нибудь наступить.
Сейчас, как в шестидесятых, на подъеме научные и инженерные специальности. Очередей сейчас нет ни в одном вузе. Выпускники школ только-только получают аттестаты, процесс этот по объективным причинам задержался. В целом мы ожидаем много абитуриентов, у нас открыто около тысячи бюджетных мест и примерно столько же мы примем на коммерческие.
В последние годы мы видим, что число «коммерческих» студентов растет по экспоненте. Когда я заканчивал университет двадцать лет назад, у нас в группе учился один-единственный такой студент, и мы на него немного косо посматривали: «тебе не хватило баллов, и ты заплатил деньги» — это действительно считалось несколько зазорным. Сейчас вопрос стоит не так.
Я знаю ряд университетов, где студенты не знают, кто у них в группе учится на платной, а кто на бюджетной основе, что я считаю правильным. Сейчас есть определенная смена представления о том, что такое образование. А это услуга, которую мы можем придти и купить. (Речь, конечно, не идет о том, что университет – это своего рода супермаркет, куда можно заплатить и купить диплом.)
Что касается цен, то в государственных вузах на программы, которые реализуются по федеральному государственному образовательному стандарту, а таких вузов и программ у нас большинство, минимальную планку устанавливает министерство образования. Университет вправе поднимать эту сумму до любого уровня, но не вправе уменьшать, потому что именно на эту минимальную сумму государство субсидирует обучение бюджетного студента.
Куда идут эти деньги? Есть затраты на профессорско-преподавательский состав, на литературу, на информационное обеспечение программ, на проведение мастер-классов, приглашение разовых лекторов и т.д.
Цена на образовательную программу бакалавриата в Мининском университете начинается от 85 тысяч рублей. Самая дорогая стоит около 150 тысяч. Меня очень часто спрашивают, почему так много? Я очень люблю этот вопрос, потому что мне не кажется, что это дорого – ни в абсолютных, ни в относительных цифрах.
Если мы умножим эту среднюю сумму на четыре года образования, получим 400 тысяч рублей – это половина машины. И это сотни академических часов, которые десятки преподавателей проведут в аудиторном контакте с вашим ребенком, который через четыре года не просто овладеет какими-то навыками, а получит высшее образование.