ОАО «Московское речное пароходство продало теплоход «Максим Горький», более известный, как «Яхта Сталина», ФГБУ «Канал имени Москвы» за 20 млн рублей. Об этом сообщает пресс-служба ведомства.
Таким образом речной «Борт №1» останется в России. Легендарный теплоход станет первым в Москве действующим плавучим музеем, который сможет ходить по водным путям «Канала имени Москвы».
«Легендарное судно имеет историческую ценность – его важно сохранить в культурном активе страны как память об эпохе грандиозных строек», – сообщил руководитель «Канала имени Москвы» Герман Елянюшкин.
После завершения сделки теплоход «Максим Горький» отправится на капитальный ремонт. Последний раз реконструкция судна была проведена в 2003 году. Тогда на теплоходе заменили двигатели, навигационное оборудование и механизмы, отремонтировали корпус и отреставрировали внутренние помещения.
«Максим Горький» является шедевром отечественного судостроения и действующим памятником истории. Мы хотим вдохнуть в него новую жизнь, превратить речной «Борт №1» в настоящий теплоход-музей с интерактивной экспозицией. Таких проектов в мире единицы. Мы планируем оцифровать уникальные экспонаты и архивные фотографии из нашего подмосковного музея. После реконструкции теплоход «Максим Горький» станет современным культурно-музейным плавучим центром, который сможет совершать экскурсионные туры через знаменитые шлюзы «Канала имени Москвы»,- рассказал Елянюшкин.
Справка: флагманский двухпалубный лайнер «Максим Горький» был построен к 1934 году. Теплоход строили по указанию Иосифа Сталина в Нижнем Новгороде на верфи «Красное Сормово» под открытым небом в специальном затоне, что по тем временам считалось новацией. Длина судна составляет 68,8 метров, ширина- 13 метров. Его пассажировместимость составляет 52 человека в каютах или 150 человек при массовых перевозках на коротких рейсах. Для правительственного лайнера применили многие научные и технические разработки того времени. Так, корпус и энергетическая установка были сняты с подводной лодки «Богатырь». По индивидуальным чертежам создавались мебель и предметы интерьера в стиле «сталинского ампира». В оформлении теплохода использовали, по меньшей мере, 17 пород древесины, в том числе красное дерево, чинару и карельскую березу. Техническим достижением того времени стали возможности двигателя, благодаря которому судно способно развивать скорость до 35 км/час.
Поначалу «Максим Горький» ходил по Волге, использовать его на Москве-реке не позволяли глубины. Но с запуском канала «Москва-Волга» и до появления в столице Крымского моста теплоход совершал речные рейсы. Судно предполагалось использовать для первых лиц страны, в частности, для Иосифа Сталина, поэтому даже в технических документах фигурирует наименование класса «пассажирско-служебный теплоход». Многие называли его «яхтой Сталина». Для вождя соорудили специальную каюту с ванной, кабинетом и балконом с выходом на широкую палубу.
В 1940-50-е годы на судне отдыхали первые лица страны – Берия, Каганович, Микоян, Орджоникидзе, Молотов, Маленков, Хрущев, а в 60-е «Борт №1» использовали для перевозки горожан из столицы на пляжи в Подмосковье. Позднее теплоход стал прогулочным и совершал регулярные рейсы в черте города, возил специальные международные делегации, посещавшие Москву. В 1990-е годы в носовом вестибюле появилась экспозиция восковых фигур: сидящий Сталин, рядом с которым стоят Максим Горький и «всесоюзный староста» Михаил Калинин. Вплоть до 2015 года теплоход принимал банкеты, юбилеи и правительственные делегации, а в 2016 году был законсервирован.
Урегулирование задолженностей муниципалитетов перед теплоснабжающими организациями в преддверии зимы – тема «вечная» и больная, относящаяся к традиционным российским вопросам «кто виноват?» и «что делать?». Трещащие по швам бюджеты – отнюдь не лучший повод для оптимизма.
Санкционная политика, которая проводится в отношении России, касающаяся отдельных предприятий и лиц, – вполне продуманная линия поведения, которая бьет по наиболее перспективным точкам роста российской экономики.
Поэтому надо ожидать, что проблемы отдельных муниципалитетов Нижегородской области с началом отопительного сезона будут решены волей руководства региона.