Пятеро нижегородцев в топ-100 влиятельнейших россиян, опубликованном Forbes, это уже много, исходя из того, в каком состоянии была Нижегородская область еще года полтора назад.
Пятеро – это хорошо. Причем, если брать по качеству, то надо учесть, что среди них есть первый замглавы президентской администрации, влияние которого за последние два года выросло. И если он пришел на руководство двумя управлениями внутренней политики, то сейчас их четыре. Это говорит, что влияние Сергея Кириенко заслуженно растет. Думаю, что для нашего региона это тоже не последний фактор с точки зрения возможностей и перспектив.
Если говорить о еще одном фигуранте списка, Алексее Лихачеве, то он достаточно молодой политик, но практически всю жизнь был в команде Кириенко. Я знаю его еще с середины 80-х. Он заметно вырос, очень грамотный, очень опытный чиновник. И неслучайно Сергей Кириенко оставил его вместо себя на «Росатоме». Думаю, не каждый человек подошел бы на эту роль, особенно принимая во внимание, что это единственная госкорпорация, которая экономически эффективна – без госдотаций, без дополнительных вливаний она приносит в бюджет Российской Федерации огромные средства за счет зарубежного строительства.
Что касается Глеба Никитина, то его попадание в этот список совершенно закономерно – новый руководитель региона, зарекомендовавший себя во всех отношениях положительно, не допустив ни одной стратегической или тактической ошибки. Задачи, которые перед ним стояли, решил, причем, задачи непростые. Даже в школе, когда приходит новичок или новый учитель, они проходят некое испытание старожилами – если прошел, коллектив тебя принимает, если нет – не принимает. Так вот, господин Никитин показал себя человеком, который не просто прошел испытание, а который сам подверг испытаниям весь класс, и теперь весь класс готов его поддерживать, работать с ним в партнерстве и дружить.
Об Александре Коновалове говорить сложней, скорей всего, тут есть некие особые обстоятельства. Безусловно, он имеет какие-то заслуги как министр юстиции, во всяком случае, я никогда не слышал в отношении него разговоров о конфликте интересов. Это достаточно принципиальный человек, из спортсменов. Добивается результата честными путями.
На будущее, если в Нижнем Новгороде сохранится та ситуация, которую мы видим сейчас – с позитивными изменениями, перспектива попасть в сотню самых влиятельных людей есть и у мэра Владимира Панова. Правда, не быстрая – не полгода-год, а побольше.
Есть перспективы и у Александра Курдюмова, который неплохо зарекомендовал себя в области не как представитель ЛДПР, а за счет личных качеств, и вне зависимости от партийной принадлежности население его поддерживает. Все зависит от того, куда он приплывает после прекращения существования ЛДПР.
Учитывая, что Владимиру Жириновскому уже за семьдесят, что происходит смена элит в регионах, которая, скорее всего, придет к 2024 году и на федеральный уровень, лидер ЛДПР не будет иметь возможности сменить элиту, не потеряв руководство партией. К сожалению, его сын Игорь Лебедев не тянет на роль харизматического лидера, а без лидера а-ля Жириновский ЛДПР существовать не сможет.
Сейчас Александр Курдюмов рекомендован на роль федерального министра, и, хотя это не значит, что он получит эту должность, само попадание в федеральный резерв, в том числе правительственный, это неплохой трамплин для его будущей карьеры.