Стилистика политики нового состава правительства Нижегородской области, безусловно, изменится. Она будет в большей степени иметь стратегический характер.
Если Валерий Шанцев был ориентирован на капиталоемкие проекты, которые действительно символизировали решительные изменения, то продолжение этой политики вряд ли возможно сейчас. И не потому, что новая команда во главе с новым губернатором не в состоянии это делать. Просто сейчас глобальные проекты будут завершающими этапами ранее начатых.
В частности, доведение до конца строительства развязки после второго Борского моста, обходов Нижнего Новгорода и т.д. Все остальное будет иметь меньшие масштабы, но с бо́льшим акцентом на стратегический характер. Это не значит, что проекты будут действительно стратегическими, просто сейчас все получает иную окраску и будет преподноситься под видом стратегии. В этом смысле новое правительство будет заметно разниться со старым.
Сформирована новая информационная база предстоящих проектов. Например, Корпорация развития Нижегородской области уже анонсировала два десятка проектов – с объемом финансирования, с количеством рабочих мест.
Раньше все это было привязано к деятельности Инвестиционного совета, про который теперь можно забыть. Почему сменился директор этой корпорации, трудно сказать. Но нужно, по крайней мере, обратить внимание на один из аспектов перемен, связанный с тем, что количество выходцев из Татарстана в руководящих структурах нашего региона увеличивается.
Содержание работы правительства изменяется не столько даже в уменьшении капиталоемкости проектов, сколько в стилистике, в оформлении, в изменении акцентов в информационном сопровождении. И связываются эти проекты уже не с теми институтами, которые находились под серьезным влиянием Шанцева.
Деятельность Инвестиционного совета дробится на два направления, с бо́льшим акцентом на правильное использование имущества. Отсюда и странное назначение заместителем губернатора по культуре и спорту человека из Росимущества. И объяснения этому звучат достаточно легковесные. Хотя… кто знает, какие акценты ставятся в действительности, какие проблемы Глеб Никитин уже осознал и считает главными для себя.
Мы являемся свидетелями того, что новый губернатор делает ставку на варягов (меня интересует, например, кто придет на место Морозова). При этом фигура Евгения Люлина будет являть пример сохранения нижегородского представительства в новом кабинете. И то, что он остался, связано с сохранением административного подхода к решению проблем, потому что бюрократию же никто не меняет, администрация действует по своим законам.
Эти законы сложились задолго до Шанцева, а правительство должно наследовать какие-то принципы. Насколько поддерживает эти принципы работы современной бюрократии Никитин, сказать трудно. Судя по всему, не очень. Его акцент на цифровизации указывает, скорее всего, на будущее изменение подходов. А это будет вести к противоречиям с традиционными методами управления.
Кстати, и у Евгения Люлина со временем может возникнуть проблема с ощущением себя в этой новой команде. Во всяком случае, то, что происходит сейчас, выглядит как столкновение – не то чтобы старого и нового, а, скорее, прежнего и привнесенного. И это гораздо более сложная, чем кажется на первый взгляд, проблема.
Думаю, что в результате этих столкновений и другие люди, имеющие отношение к прежнему, вынуждены будут уходить. Разумеется, происходить это будет постепенно.
Безусловно, надо обратить внимание еще на одно обстоятельство. Изменения эти могут иметь в качестве оснований совсем не то, что нам будет объяснено. Скажем, старая администрация не может быть не заинтересована в результатах своей работы. А эта заинтересованность может проявляться в разных видах – от конфликта интересов, до каких-то коррупционных отношений.
Вряд ли мы будем свидетелями публичного полоскания такого рода свидетельств. Во-первых, их надо доказывать, во-вторых, не думаю, что они будут слишком грубыми. Например, кто-то заметно лоббирует некие крупные компании, которые не поддерживаются новыми лицами.
В свою очередь новые лица – не думаю, что они приходят с абсолютно чистыми помыслами. Наверняка у них есть какие-то связи, какие-то представления о том, что нужно делать. Все это будет придавать отношениям в команде характер столкновения.
Я уверен, что многое нам открыто не будет, многое будет проходить «под ковром», а о столкновениях как раз и будет свидетельствовать уход прежних членов команды и приход не хочу сказать новых, а – «иных» (как у Сергея Лукьяненко).
Выборы показали, что политическая ситуация сложная. Есть экономические проблемы, социальная напряженность. Произошла резкая смена губернаторского корпуса, коснувшаяся и Приволжского федерального округа.
Поэтому будет очень важна коммуникативная составляющая в работе заместителей губернатора, которым придется сочетать приказы с убеждением и собственным примером, чтобы перевести управление регионом на проектную систему для повышения эффективности работы всего аппарата.
У нас слишком большая экономика, чтобы говорить о том, что какой-то ее сектор будет определяющим для развития региона. И политика господдержки в Нижегородской области ведется разновекторно, в зависимости от ситуации, которая в них складывается.