То, что Нижний Новгород в тройке городов-поставщиков населения для Москвы, не бог весть какая новость. Все города, близкие к столице – «ночь езды» или меньше, всегда поневоле делились с нею рабочей силой.
В близости к Москве есть как плюсы, так и минусы.
Плюс – жить в более цивилизованной атмосфере, с возможностью после пуска «Стрижей» и «Сапсанов» за четыре часа оказаться в центре Москвы. Это плюс, но он же и минус.
Столица, как очень большой работодатель, забирает наши кадры и наиболее перспективных студентов. Близость к столице замедляет развитие региона. Бизнес предпочитает открывать свои представительства в столице, плюс где-то в Сибири и где-то на Дальнем Востоке, этого достаточно, чтобы решать задачи дистрибуции.
Ценность нашего региона – в удобной транспортной логистике, в большой вузовской системе и оставшейся с советских времен промышленности, которая зачахла в перестройку и лихие 90-е. Большие промышленные территории превратились в торговые центры, складские комплексы и жилые микрорайоны. Новые производства можно «пересчитать на пальцах».
Когда в 2005 году пришел бывший столичный вице-мэр Валерий Шанцев, он пообещал, что здесь будет «маленькая Москва». Не получилось. Что он вкладывал в это понятие? Комфортную окружающую среду, удобный общественный транспорт, культурно-массовые мероприятия, возможность долететь в наиболее востребованные города и страны без пересадки в Москве. Пока что у нижегородцев нет возможности обойтись без столичных аэропортов даже на внутрироссийских направлениях.
Да, международный аэропорт у нас есть, но список мест назначения пока не слишком внушительный. Москвич возвращается в воскресенье вечером с уикенда в Европе – и он дома, для нижегородцев все сложней. Конечно, это излишество и не самое главное. Но, скажем, для деловых контактов это существенная разница.
Бюджеты Москвы и Нижнего несравнимы. Концентрация финансовых ресурсов в Москве огромна. Основные офисы российских и зарубежных компаний находятся в Москве. За последние лет десять вертикаль бизнеса выстроилась настолько, что все центры принятия решений – от госкорпораций до розничных сетей – все равно находятся в столице.
Какое-то время назад обсуждалась тема переноса в регионы федеральных структур. Кто-то хотел перенести Конституционный суд, кто-то Центробанк, чтобы усилить вес регионов, повысить их деловую капитализацию. Перенесено хоть что-нибудь? Единственным экспериментом для галочки стал переезд Конституционного суда в Санкт-Петербург.
Аналогичную природу экспериментов мы видим сейчас с выборами министра культуры Нижегородской области. Вроде бы надо показать демократические процедуры, прозрачность управленческих решений, а по факту выбрали хорошего, наверное, человека — грамотного юриста, специалиста в имущественных вопросах, но к культуре не имеющего никакого прямого отношения. Это признает и сама победительница конкурса Надежда Преподобная, убивая этим наповал саму идею конкурса. Ведь конкурс проводился среди профессионалов в культурном менеджменте с опытом работы и соответствующим образованием, которым не надо еще годы учиться, вникать и понимать, что и как нужно усовершенствовать и изменить в этой сфере.
Возвращаясь к Москве, можно вспомнить о таких проектах, как ВСМ – высокоскоростная магистраль, которые в случае реализации сделают Нижний Новгород придатком московской агломерации.
В вопросе оттока нижегородцев в Москву не все зависит от руководства Нижнего Новгорода и области. Если человек профессионально вырос, нашел более высокооплачиваемую работу и не видит для себя перспектив в рамках нашего города, в этом не виноват ни мэр, ни губернатор.
Понятно, они могут повлиять на инвестиционную привлекательность нашего региона, привлечь сюда какие-то новые производства, направления бизнеса, научные институты. Появились бы рабочие места для высококлассных специалистов, отток которых частично бы сократился.
Три месяца назад врио губернатора Глеб Никитин сетовал, что мы в рейтинге инвестиционной привлекательности находимся в районе семидесятого места, и назвал своей задачей и задачей правительства достичь хотя бы двадцатого. Поживем – увидим, год пролетит быстро. Надеюсь, места в рейтинге не покупаются, а определяются какими-то экономическими показателями и индексами, а это значит, что к нам оперативно должны прийти новые инвесторы, у нас должны открыться новые производства и т.д.
Остановят ли эти изменения человека, который собрался уехать? Для этого его должны держать какие-то местные якоря. А это значит, должна быть развитая социальная сфера, удобный детский сад, качественная школа, безопасные улицы, удобный транспорт, достойная медицина, хорошая экология…
Может быть, и не нужно так уж сильно удерживать нижегородцев от переезда в Москву? Пусть покажут там нижегородский талант и умения. В Москве вполне себе живое нижегородское землячество.
Конечно, надо различать два уровня проблемы – отъезд уникальных специалистов и отъезд людей от безысходности. Если проявившие себя в Нижнем Новгороде люди едут для дальнейшего профессионального развития или развития своего бизнеса в Москву, это одна история. Если же человек уезжает, потому что в принципе не может себя здесь реализовать, это проблема уже регионального масштаба, и местная власть должна ее решать.
Но, на мой взгляд, есть и более приоритетные задачи. Уехали сотни, а умерли тысячи. Рождаемость пока никак не может превысить смертность. Если у нас онкологическая обстановка в регионе плохая, необходимо срочно разобраться, в чем дело – в экологии, в здравоохранении, в выбросах от промышленных предприятий или в чем-то еще. И вот этот вопрос решить для региональной власти вполне по силам.
Выборы показали, что политическая ситуация сложная. Есть экономические проблемы, социальная напряженность. Произошла резкая смена губернаторского корпуса, коснувшаяся и Приволжского федерального округа.
Поэтому будет очень важна коммуникативная составляющая в работе заместителей губернатора, которым придется сочетать приказы с убеждением и собственным примером, чтобы перевести управление регионом на проектную систему для повышения эффективности работы всего аппарата.
У нас слишком большая экономика, чтобы говорить о том, что какой-то ее сектор будет определяющим для развития региона. И политика господдержки в Нижегородской области ведется разновекторно, в зависимости от ситуации, которая в них складывается.