Глеб Никитин как избранный губернатор получил возможность кардинально поменять всю команду правительства. Некоторых людей он привел, еще будучи врио, проверил – кто-то закрепился, кто-то нет. Я знаю, что есть проблемы по ряду кандидатур, которые сейчас исполняют обязанности министров, но могут не оказаться в числе назначенных.
С другой стороны, идет рабочий момент – формирование нового правительства под решение конкретных задач, которые, будем считать, губернатор изложил в Стратегии-2035. Также исполнение майских указов президента необходимое условие для сохранения за собой должности главы региона.
Для этой работы Никитин привел много новых людей, не нижегородцев. Хорошо это или плохо, сказать не могу. Вижу, что губернатор подбирает команду под себя и примерно своего возраста, плюс-минус пять-семь лет, больше в сторону увеличения.
То есть, новый глава региона хочет собрать молодых, технически грамотных, технологически профессиональных специалистов в разных сферах, способных работать одной командой под его руководством. Поэтому те назначения, которые уже сделаны, могут быть оценены лишь потенциально: «мне кажется», «я верю», «возможно, получится».
Оценивать эти кадровые решения тем более трудно, что я половину этих людей не знаю – впервые услышал, впервые прочитал. Доверять им я могу только через губернатора, которого мы избрали, за которого мы проголосовали.
Точно так же, как в свое время мы поверили в Никитина через поручительство президента, сейчас мы можем верить или не верить в региональное правительство через поручительство губернатора. Кого-то мы знаем больше, кого-то видим впервые.
Назначили министра культуры, хорошего человека, ее мы хорошо знаем, она себя хорошо зарекомендовала, хотя и немного в другом качестве. Какой получится министр культуры – посмотрим. Заодно проверим, насколько работает предложенная длительная и трудоемкая система выдвижения министров на конкурсной основе. Будет это действительно эффективный инструмент, или же лишь дань обывателю, который может сказать: «Я тоже участвовал в формировании правительства», хотя это и чисто номинальное участие.
Никитин имеет сегодня полное моральное и юридическое право на формирование того правительства, которое считает нужным – и на призыв варягов, и на использование местных кадров. Мы же будем оценивать результат, который станет понятным уже в ближайшее время, где-то к следующей осени. Более того, мы увидим не просто результат работы областного правительства, но результат работы в связке с городской нижегородской администрацией. Только такая связка может дать положительный результат. Если она нарушится, результат будет не тот, на который рассчитывают нижегородцы.
Что касается преемственности нового кабинета по отношению к правительству Валерия Шанцева, то меняется время, меняется ситуация, и сохранять все подходы даже хороших руководителей нецелесообразно. Они все равно будут изменяться под обстоятельства.
С другой стороны, прежняя команда заложила определенные тренды на развитие, и сломать их в одночасье практически невозможно, и мы видим, что часть процессов идет по инерции, на завершение начатого предыдущим составом регионального правительства.
Идет достаточно сложный диалектический процесс сочетания прошлого, настоящего и элементов нового. Что из этого симбиоза получится, сложится ли опять нечто единое, что позволит преодолеть недоделанное в прошлом, избежать ошибок настоящего и не перетащить их в будущее, – это и будет зависеть от той команды, которую сейчас формирует Глеб Никитин.
Надо смотреть на этот процесс спокойно, не предвосхищая, не политизируя, не заламывая руки – «ой, как мало наших местных».
Хотелось бы обратить внимание на один момент. Пока из прежней команды в правительстве остался практически только один замгубернатора, Евгений Люлин. Возможно, и это ненадолго – просто место, которое он занимает, достаточно комплексное, сложное и важное, и на него подобрать человека намного сложнее, чем на любое другое. Хотя не исключаю, что подбирается человек не просто для команды, но для сохранения политического равновесия между «Ростехом» и «Росатомом» — баланс между ними, думаю, будет соблюдаться.
Выборы показали, что политическая ситуация сложная. Есть экономические проблемы, социальная напряженность. Произошла резкая смена губернаторского корпуса, коснувшаяся и Приволжского федерального округа.
Поэтому будет очень важна коммуникативная составляющая в работе заместителей губернатора, которым придется сочетать приказы с убеждением и собственным примером, чтобы перевести управление регионом на проектную систему для повышения эффективности работы всего аппарата.
У нас слишком большая экономика, чтобы говорить о том, что какой-то ее сектор будет определяющим для развития региона. И политика господдержки в Нижегородской области ведется разновекторно, в зависимости от ситуации, которая в них складывается.