«Бэушный» транспорт для неприхотливых нижегородцев
Практика привлечения в Нижегородскую область бывшего в употреблении общественного транспорта появилась совсем недавно, буквально пару лет назад. Причем, экспансия ненового транспорта началась не с областного центра: «первой ласточкой» стала поставка «бэушных» автобусов в Арзамас. Далее эта практика распространилась и на Нижний Новгород, который получал списанный московский электротранспорт.
Рассуждать об этом как о великом достижении и грамотном управленческом решении сложновато ввиду двойных стандартов. Получается, что Москва как столица, использовав ресурс общественного транспорта (в нашем случае не только автобусы, но и электротранспорт) и не имея репутационной возможности (и чуть ли даже морального права) использовать этот подвижной состав на своих благоустроенных улицах и проспектах, передает его соседям. В числе таких соседей уже несколько областных центров, в том числе и Нижний Новгород.
А у нас, значит, стандарты пониже, нижегородцы могут ездить и на «бэушных» трамваях, у нас пассажир более неприхотливый, это человек другого уровня и другого сорта, чем живущие в пределах Садового кольца. То есть, моральный аспект этой практики довольно сомнителен. Отчасти можно вспомнить термин «централизация власти» и считать тему передачи «бэушного» транспорта его «отрыжкой».
Конечно, у этой транспортной темы есть и экономические объяснения. Приобретать новый транспорт в нужном объеме для региональных и муниципальных бюджетов довольно накладно. И можно воспринять как рачительный подход использование подержанной техники, приведенной в более-менее приличное состояние и способной еще несколько лет дорабатывать свой ресурс на нижегородских маршрутах.
Вот такие качели, такие диаметрально противоположные оценки этой ситуации.
Отмечу, что если говорить о новых автобусах, то они для Нижнего Новгорода и для региона приобретаются. Да, по федеральным программам и по лизинговой схеме, вдвое дороже, чем при чистой покупке, но приобретаются. Это, безусловно, для горожан положительный момент. Электротранспорт в областном центре находится в неудовлетворительном состоянии и точечный завоз неновых трамваев хоть как-то спасает ситуацию, поскольку на новые средств нет, а отказаться от трамвая Нижний не может, хотя рука на него поднималась не раз. А в Дзержинске такая попытка была доведена до конца, и город лишился этого вида общественного транспорта. Надеюсь, в Нижнем Новгороде до этого не дойдет, и у нас останется трамвай – самый экологичный наряду с троллейбусом вид транспорта.
Долги транспортников Нижнего Новгорода энергетикам достигли внушительной суммы в почти 130 миллионов рублей. Приходит информация и о других серьезных нагрузках на муниципальный бюджет, которых можно было избежать при более эффективной работе экономического блока горадминистрации. На этом фоне все более соблазнительно становится отказаться от некоторых трамвайных маршрутов и не проектировать новые трамвайные ветки. Тем более лобби частных автобусных перевозчиков не становится слабее. Видимо не случайно недавно власти «прокачали» тему закрытия трамвая на Ильинской, а если случайно, то это можно смело считать примером дестабилизации ситуации.
К сожалению, реалии жизни преподносят нам все новые сюрпризы, и власти не могут применять простые экономические решения, закупая абсолютно новый транспорт.
Не все благополучно у нас и с метро, еще одним видом электротранспорта. В федеральном правительстве заявили, что если метрополитен не обеспечит определенный уровень пассажиропотока, то денег на строительство новых станций не будет. А пассажиропоток нижегородского метрополитена в разы ниже озвученных цифр.
То есть, фактически развитие метро в Нижнем будет заморожено на неопределенный срок – без помощи федерации регион продолжать эту работу не в силах. Можно проектировать, быть готовыми в ожидании перемен к лучшему, но пока эта тема закрыта.
Новость последних дней – заморожен и проект строительства высокоскоростной магистрали «Москва – Казань», которая должна была пройти через Нижний Новгород. С учетом последних событий в экономике стоит ожидать пересмотра и многих других ранее заявленных проектов с федеральным финансированием.
Для выполнения своих социальных обязательств государству придется свести к минимуму многие программы развития. Все точки роста в региональной экономике и в инфраструктурных проектах в Нижегородском регионе были связаны с федеральным финансированием. Далеко не все регионы могут развиваться на свои деньги. Без денег федерации развитие проблематично.
После ЧМ-2018 наш регион замер в развитии. Множество прожектов и футуристических заявлений. Нужно прекратить «бег на месте». На принятой Стратегии развития Нижегородской области до 2035 года и на федеральных планах в регионе в основном строилась позитивная информационная кампания областных властей, уравновешивая региональный негатив. Как балансировать дальше? Придется менять приоритеты.
ВСМ, новые станции метро, гидроузел в Балахне и даже, возможно, частный космодром и так далее – не исключено, что до стабилизации экономического положения эти проекты придется отложить.
Рассуждать в негативном формате про ситуацию в регионе и в городе не сложно, тем более если знаешь многое практически изнутри. Больше нужных людям масштабных реализованных проектов: новых больниц, новых дорог и мостов, новых детских садов и школ, новых культурных объектов – и тональность комментариев у наблюдателей и политических экспертов изменится. Уверен, что у нынешней власти в регионе достаточно ресурсов и дальновидности, чтобы не усугубить ситуацию.