Медвежий невроз
Как пророчески писал Михаил Зощенко в рассказе «Нервные люди», «недавно в нашей коммунальной квартире драка произошла. И не то что драка, а целый бой».
В самом конце прошлого, 2006-го, года политсовет Ангарского отделения «Единой России» (Ангарск – большой промышленный город-спутник Иркутска, именно здесь находится крупнейшая в регионе Ангарская нефтехимическая компания – АНХК) рассмотрел вопрос об исключении из партии «особо недисциплинированных» ее членов, в числе которых оказался мэр города Евгений Канухин.
Главе муниципалитета инкриминировались нарушения сразу двух пунктов устава партии. Во-первых, он отказался от поддержки кандидатов в депутаты городской Думы на последних довыборах, рекомендованных политсоветом единороссов. Во-вторых, как сказано в решении политсовета, «с его молчаливого согласия» (?) в период предвыборной агитации в местной газете «Время» была опубликована полемическая статья, «дискредитирующая кандидатов в депутаты от «Единой России», подрывающая доверие и авторитет партии». В-третьих, Канухин отказался от участия в заседаниях предвыборного штаба и тем самым «дистанцировал себя как глава города и руководитель администрации от Всероссийской политической партии «Единая Россия», что в очередной раз (!) послужило формированию определённого мнения у части избирателей о низкой партийной дисциплине в рядах партийной организации, что в немалой степени подрывает её авторитет». Вместе с Канухиным из «Единой России» были изгнаны несколько его соратников по мэрии.
В общем, всё донельзя серьезно, в точности как у Зощенко: «Дрались, конечно, от чистого сердца…. Главная причина – народ очень уж нервный. Расстраивается по мелким пустякам. Горячится. И через это дерется грубо, как в тумане».
Чтобы понять природу внезапного «невроза» восточно-сибирских медведей, необходим небольшой экскурс в историю.
Иркутская область всегда была «лакомым куском» для олигархов. Богатейшая сырьевая база, большое число перерабатывающих предприятий, самая мощная в стране энергосистема – по своему потенциалу Иркутская область может тягаться даже с такими регионами, как Красноярский край и Тюменская область. При этом необходимо отметить, что при возглавлявшем регион с 1997 по 2005 года губернаторе Борисе Говорине в область пришли крупные федеральные и транснациональные корпорации, и этот приход, увы, не принёс пользы населению. Во всяком случае, налоговая отдача «пришлых» ФПГ в бюджет Иркутской области из расчета на единицу произведенной продукции оказалась заметно меньше, чем, например, у соседей-красноярцев. Собственно, всё это и было одной из главных причин того, что кандидатура Говорина не была представлена президентом Путиным Законодательному Собранию для утверждения на еще один срок.
В августе 2005 года главой администрации Иркутской области стал Александр Тишанин. Почти сразу же между новым губернатором и лидерами регионального отделения «Единой России» возник конфликт. Корни конфликта уходят в «большую» экономику. Суть его можно выразить одним словом: «Ковыкта». Как известно, лицензией на разработку крупнейшего Ковыктинского газоконденсатного месторождения владеет – через подконтрольные ему «РУСИА Петролеум» и «Восточно-Сибирскую газовую компанию» – англо-российский альянс ТНК-«Бритиш Петролеум». Долгие годы «танкисты-бипишники» (как их называют в регионе) сидели на газовой «золотой жиле», почти ничего не предпринимая, как собака на сене – встрепенулись только сейчас, когда российское министерство природных ресурсов заявило о возможном отъеме лицензии.
Губернатор Тишанин в этой ситуации активизировал переговоры с государственных корпорациями, «Газпромом» и «Роснефтью», предлагающими – пока идут дебаты вокруг Ковыкты – интенсивно осваивать малые и средние газовые месторождения области и незамедлительно приступить к газификации региона. Но есть «маленькая» деталь: и в региональной организации единороссов, и в Законодательном Собрании области (там самая многочисленная фракция – конечно же, «Единая Россия») очень сильны позиции представителей ТНК-БП и команды бывшего губернатора. Достаточно сказать, что председателем ЗС является бывший топ-менеджер контролируемой ТНК-БП компании «Саянскхимпласт» Виктор Круглов.
Вот и превратилась политическая жизнь региона в перманентное «перетягивание каната». Губернатор выдвигает стратегическую идею создания «Мегаполиса» (экономической и социальной интеграции городов-спутников Иркутска – Ангарска и Шелехова – в мощный промышленный «кластер»), и в этом его активно поддерживают как федеральные политики (лидер «Справедливой России» Сергей Миронов), так и местные – мэр Ангарска Евгений Канухин, депутаты из «Родины» и РПЖ в региональном парламенте. А руководство иркутской «Единой России» и ЗС озабочено лишь судьбой Ковыктинского месторождения и периодически «рубит» все вносимые Тишаниным законодательные инициативы.
Надо сказать, что после прошедшей осенью отчетно-перевыборной конференции иркутских единороссов позиции крупных ФПГ в новом руководстве лишь усилились. Так, право голоса в региональном политсовете получили 3 представителя «РУСАЛа». Членами политсовета избраны также 2 топ-менеджера «ИркАза» и один – «Саянскхимпласта» (обе бизнес-структуры – в орбите ТНК). К любопытным выводам приводит анализ собираемых единороссами членских взносов: самые большие суммы денег поступали не из самых многочисленных по количеству партбилетов городов области – Шелехова и Саянска, но именно в этих городах находятся аффилированные с ТНК «ИркАЗ» и «Саянскхимпласт».
В общем, губернатор Иркутской области Александр Тишанин формально является членом партии «Единая Россия», но политический курс местных единороссов отнюдь не определяет. Таким образом, факт налицо – Тишанин, ставший губернатором по инициативе президента Владимира Путина, и областные депутаты от партии, которая поддерживает главу государства, не нашли общего языка по многим важным вопросам. Невольно возникает ощущение, что то-то шагает не в ногу: или губернатор, или «Единая Россия».
В таких условиях Тишанин вынужден опираться на другие фракции в Законодательном Собрании и искать другие политические силы. В конце прошлого года представители «Родины» и Российской партии ЖИЗНИ в иркутском ЗС создали новую фракцию «Справедливая Россия – Родина/Пенсионеры/ЖИЗНЬ».
Единороссы явно занервничали. Судя по всему, «партией власти», действительно, были предприняты поистине титанические усилия, чтобы не допустить разрастания крамолы – ведь в сложившейся ситуации растет число мэров, лидеров местных отделений небольших, потерявших перспективу дальнейшего «самостийного» существования партий, депутатов муниципального уровня, обративших свои взоры к стремительно наступающей «Справедливой России». Попыткой нанести ответный удар и преподнести всем впавшим в «грех плюрализма» урок стала история с исключением из «Единой России» мэра Ангарска.
Любопытно, что после разразившегося в СМИ скандала, связанного с этим исключением, лидер иркутских «медведей» Константин Зайцев избрал весьма хитроумную тактику «заматывания»: окончательно решение об исключении Канухина из партии президиумом регионального политсовета единороссов до сих пор не утверждено – вопрос просто каждый раз тихо исчезает из повестки дня, но и обвинений с городского головы не снимают… Кстати, до своего ухода в политику (в 1999-м году он был избран депутатом Госдумы по Ангарскому одномандатному округу) Зайцев занимал достаточно высокую должность в АНХК, входившей в ту пору в компанию «Сиданко». Владельцем же «Сиданко» была тогда «Бритиш петролеум»…
![]() |
Деньги на реставрацию найдутся, когда город научится зарабатывать деньги, когда, наконец-то, заработает хотя бы на среднюю мощность нижегородский малый бизнес. А ждать инвесторов или манны небесной дело бесполезное.
Если говорить о трех представителях нашего региона, вошедших в нынешний список Forbes, то появление там Сергея Кириенко и Алексея Лихачева не вызывает вопросов. Что касается Глеба Никитина, то его включение в список – это пока большой аванс.
Следует предположить, что новый состав правительства будет искать собственные стратегии диалога с нижегородской общественностью, и важной характеристикой этих отношений должна стать коллегиальность.