«Нижегородская область не только занимает лидирующие позиции по исполнению майских указов, но и сдает объекты общероссийского уровня», — заявил журналистам политический обозреватель Сергей Анисимов, комментируя вхождение Нижегородской области в тройку регионов-отличников РФ по выполнению майских указов.
«Исполнение «майских указов» главы государства – важнейший показатель эффективности работы чиновников на местах. Поэтому факт вхождения Нижегородской области в тройку российских регионов-лидеров по выполнению президентских указов самым благоприятным образом отразится в будущем и на репутации губернатора Валерия Шанцева, и на репутации региона в целом.
Майские указы главы государства 2012 года в определенной степени явились отражением протестной активности части российского общества в конце 2011-начале 2012 года. Указы президента направлены преимущественно на неуклонное повышение заработной платы работникам бюджетных отраслей. Врачи, учителя, работники культуры не должны чувствовать себя ущербными по сравнению с представителями реального сектора экономики. В прошлом году заработная плата бюджетникам в Нижегородской области была проиндексирована не менее, чем на четверть. На эти цели в 2016 году было направлено 3,4 миллиарда рублей из областного бюджета. Всего же расходы областного бюджета по финансированию фонда оплаты труда составили около 30 миллиардов рублей.
Даже не специалистам понятно, что структура региональной экономики, начисто лишенной полезных ископаемых, накладывает неблагоприятный отпечаток на уровень средней заработной платы по области, который всегда был ниже, чем в крупных субъектах федерации, регионах Севера, Дальнего Востока и Сибири. Например, по уровню денежных доходов населения по итогам 2016 года Нижегородская область находится на 20 месте в России. Тем весомее выглядит достижение региональной власти (вхождение в тройку регионов-лидеров) по исполнению майских указов.
Что принесло успех? Начиная с 2011 года темпы экономического роста в Нижегородской области значительно превышали общероссийские: 6% по области против 2,4% прироста ВВП страны. Рост произошел главным образом в результате существенного опережения в развитии региональной промышленности.
Немаловажно, что повышение зарплат бюджетникам не стало самоцелью для региональных властей. Ведь майские указы — это не просто повышение денежных выплат бюджетникам, — это повышение качества жизни населения в целом. И здесь видна по-настоящему грамотная работа губернатора Валерия Шанцева, который смог таким образом построить работу в регионе, чтобы обеспечить не только достойный рост оплаты труда, но и реализацию масштабных инфраструктурных проектов, среди которых Борский мост, метро, Южный обход, стадион и т.д. Фактически в тот момент, когда многие регионы жалуются, что из-за больших расходов на зарплаты бюджетникам у них ни на что больше не хватает денег, наша область не только занимает лидирующие позиции по исполнению майских указов, но и сдает объекты общероссийского уровня. При этом наращивают обороты и социальные проекты, среди которых строительство школ, фоков, детских садов. Только в этом году у нас заложено три ФОКа, а всего в регионе работает 34 таких спортивных объектов, также в этом году в области ведется строительство пяти школ и пристроев к ним. Секрет такого комплексного и во многом стратегического подхода к управлению финансами и экономикой региона кроется в самой личности губернатора, который демонстрирует, что умеет эффективно распределять бюджет региона, привлекая средства инвесторов и федерального центра. Что лишний раз подтверждает авторитет и влияние, которым пользуется нижегородский губернатор на федеральном уровне».
Когда на ФК НН приходят двадцать-тридцать тысяч зрителей – это показатель. Почему в прекрасной (якобы) Казани, которая вроде бы обходит нас по всем показателям, на команду РФПЛ «Рубин» ходит меньше десяти тысяч?
Мы помним с 90-х годов радикальные решения, когда не удавалось прийти к консенсусу, – ресурсоснабжающие организации отключали от снабжения соответствующие организации. Таких методов решения проблем мы не видим уже давно.
Урегулирование задолженностей муниципалитетов перед теплоснабжающими организациями в преддверии зимы – тема «вечная» и больная, относящаяся к традиционным российским вопросам «кто виноват?» и «что делать?». Трещащие по швам бюджеты – отнюдь не лучший повод для оптимизма.