Идея присвоить имена выдающихся деятелей 45 аэропортам России, вызвавшая некую общественную дискуссию и обсуждение в регионах, имеет больше плюсов, чем минусов.
Россия обладает большой сетью аэропортов. Аэропорт – это определенный бренд. Частота упоминания его названия или имени достаточно велика, потому что аэроперевозки это достаточно большой сегмент экономики и транспортной системы.
Поэтому брендирование аэропортов – достаточно любопытная идея. Придание некой корпоративной идентичности аэровокзалам и отчасти территориям, на которых они расположены, это вполне себе логичный шаг.
Мои предпочтения, касающиеся нижегородского аэропорта Стригино, связаны, во-первых, с именем Кузьмы Минина, с историей ополчения, тем более что теперь есть и праздник 4 ноября (по большому счету, он родом из нижегородского региона). В то же время значение деяний Минина до сих пор недооценено и не вполне осмыслено – какова его роль в истории России и Нижнего Новгорода в частности.
Во-вторых, нижегородский аэропорт, на мой взгляд, мог бы быть назван именами наших великих летчиков – Чкалова или Нестерова.
Не стоит ожидать, что присвоение нижегородской воздушной гавани нового имени как-то изменит привлекательность города для туристов или инвесторов. Инфраструктура за два дня после переименования не улучшится, возможно, произойдет общая трансформация сознания, связанная с тем, что сорок пять аэропортов России получат имена более чем достойных людей, имеющих отношение к истории нашей страны. Это вполне нормальный идеологический шаг, упорядочивающий названия аэропортов – и существующих, и будущих.
Оригинальная идея, предложенная, вполне возможно, для отвлечения от более важных и насущных проблем, которые не удается решить. По крайней мере, надеюсь, реализована эта идея будет не за бюджетный счет – все-таки все аэропорты это бизнес-структуры, и смена вывески и документации будет для них вполне посильной задачей.
Возможно, новое имя станет неким побуждающим мотивом для местных властей. Скажем, у нас есть улица и площадь Минина, есть картина Маковского в музее, есть общественная организация «Минин-центр», членом правления которой я являюсь. Есть Мининский университет. Есть проект «Мининский призыв», велопробег «Дорога Минина»…
Наверное, что-то к этому можно добавить. Но важно, чтобы не было перекоса. Мы забрендируем территорию, как исключительно или преимущественно «мининскую», а ведь с Нижегородской областью связано действительно много выдающихся исторических личностей.
Во всем нужна мера.
Ведь мы выбираем из априори достойных и уже достаточно известных имен, так или иначе увековеченных в Нижегородской области. У нас, например, в Чкаловске есть музей Валерия Чкалова, в Нижнем Новгороде в честь него названа улица, памятник великому летчику расположен в самом центре города. Примерно то же можно сказать и о Петре Нестерове.
То есть, аэропорт получит имя человека, чья память увековечена, чье историческое наследие достаточно широко представлено. Возможно, имя аэропорта привлечет к нему несколько большее внимание. Но не более того.
Взять того же Максима Горького, чье 150-летие мы отмечаем – кто скажет, что он обделен вниманием потомков?
Сама же идея интересна именно своей системностью. Аэропорты России будут носить имена великих людей, выбранных по определенным признакам в каждом регионе. Это один из тех инструментов демократического гражданского общества, факты присутствия которого нам так хотелось бы видеть. Только чтобы эти элементы демократии были настоящими.
К сожалению, очень часто выборы оборачиваются фальсификациями и формированием ложных представлений о демократических процессах. И сейчас мы видим, возможно, одну из попыток вернуть баланс в этой ситуации, предложив обществу дискуссию, обсуждение, выборы.
Никакой насущной необходимости в переименовании аэропортов не было. Однако это в определенной степени уступка реальной демократии, запрос на которую со стороны общества власть почувствовала. Еще одним ответом на этот запрос стала инициатива о возвращении прямых выборов мэра в Приморье.
Ничего случайного в становлении российской демократии, к сожалению, не происходит. Думаю, все эти последние шаги продуманы и спланированы. Возьмите тот же конкурс «Лидеры России» и ему подобные: дискуссия, обсуждение, выборы – все это привлекает молодых и активных людей.
Похоже, что власть санкционировала балансировку разбалансированной системы как раз такими интересными демократическими идеями. Это нормально, это можно только приветствовать.
На карте метро мы видим большую воронку в заречной части, которая собирает пассажиропоток к станции Московская, откуда уже объединенный поток направляется в верхнюю часть города. Но, придя на станцию Горьковская, он тут же останавливается.
Сейчас главный вопрос не в том, на чьей стороне перевес, а насколько эффективно будет осуществляться работа по управлению инфраструктурными проектами в Нижнем Новгороде.
Присвоение имени Минина современному международному аэропорту подчеркнет открытость Нижнего Новгорода миру, его готовность принять гостей на самом высоком уровне и будет способствовать развитию нашего города.