«АПН – Нижний Новгород» публикует фрагмент выступления члена коллегии Нижегородского эксперт-клуба Сергея Ракова на состоявшемся 3 октября 2018 года заседании Нижегородского эксперт-клуба, посвященном теме «Пенсионная система России: состояние, изменения и проблемы развития».
Я — не экономист, поэтому я буду рассуждать с точки зрения обывателя и со своей колокольни. Все-таки пенсионная реформа, которую мы сейчас обсуждаем, все ее экономические расчеты, экономические модели, какие-то формулы и прочее — это очень сложный и далеко не всем понятный механизм. Это все-таки практически наука. И именно на эти вот научные исследования, формулы страшные, где собираются воедино много факторов, и должно было опираться наше правительство и профильное министерство, которые этим и занимаются. Но у меня складывается ощущение, и, наверное, у многих, что профильное министерство и даже правительство, до конца рассуждая об этой чудесной реформе, сами не понимают весь объем, скажем так, этой огромной поляны, которую сейчас надо перепахать, чтобы все действительно получилось хорошо.
Правительству надо знать, профильному министерству надо знать. Но мы же пытаемся сделать так, чтобы было понятно и населению. А население, как ни крутите, все равно не поймет всех этих страшных моделей, почему так, а не так, почему 63, а не 65 и 67, и так далее. Каждая кухарка не должна вот это все знать, но каждая кухарка, скажем так, должна доверять решениям правительства. Вы знаете, я — не социолог, но, мне кажется, те, кто имеют отношение к государственной машине, должны делать так, чтобы каждая кухарка стремилась к тому, чтобы те решения, которые спускаются сверху, воспринимать ну, не на ура, конечно, но хотя бы лояльно, с пониманием, и так далее.
А вот тут с пониманием и с доверием — мы уже этот термин вспоминали — большие проблемы. Потому что — что далеко ходить — 17-18 год нам столько преподнес сюрпризов именно на федеральном уровне! Это и внешняя политика, это и какие-то, мягко говоря, казусы на выборах, это и заявления каких-то одиозных персон федерального уровня, которые уже не просто доверие — они веселят, по большому счету, думающую часть общества. И вот тут доверие опять же исчезает.
Может быть, то, что предлагается — та пенсионная реформа — и нужна. Я-то сам не знаю, я не очень понимаю — может, она нужна, может, ее надо реализовать. Но у меня главный вопрос: почему так это все преподносится? Где те умные советники, где те умные, уж извините, технологи, которые возьмут эту тему — острую, важную — и с самого начала ее пронесут и положат на блюдечко с минимальными социальными рисками, издержками и так далее?
Мне кажется, что мы и в выборных процессах, и в больших общественных процессах политических это потеряли. А потеряли, потому что все с нахрапом, все с плеча, все как-то с административным ресурсом. Мы потеряли институт специалистов по связям с общественностью, как бы это ни звучало. Вспомните лихие 90-ые, которые сейчас модно вспоминать. Все хотели быть экономистами, юристами и PR-специалистами. И отчасти это принесло плоды, потому что в 90-ых и в начале нулевых мало-мальская кампания или какое-то общественное объединение имело своего PR-специалиста, и он выполнял какую-то свою функцию и задачу. Сейчас и в выборном процессе все у нас, к сожалению, как-то под столом, под ковром происходит, и в других. Все как-то «и так сойдет» — и так мы спустим сверху, пошумят, да проедем.
Да нет. Время, мне кажется, приходит. И, наверное, главная коммуникационная составляющая любых социальных острых и политических процессов должна выходить на первые роли. Потому что не важно даже что, главное — как. Может быть, что-то неумное или какое-то ошибочное решение, но как его преподнести, как его реализовать — вот это главное. И вот здесь диссонанс получается поэтому.
Поэтому мы сейчас и рассуждаем о пенсионной реформе, как о каком-то нонсенсе, явлении явно провального масштаба. Что-то пошло не так. А вот «что-то пошло не так» последнее время у нас и на федеральном уровне, и на региональном, и на муниципальном хватает. Возьмите вот эту историю странную со сквериком 1905 года. Вроде хотели, как лучше, а получается, как всегда. И только после вмешательства общественности — а вроде и так прозрачные процессы — удалось что-то поменять, и якобы экономить, и так далее. Попахивает популизмом, но ничего не меняется в нашем королевстве, к сожалению, получается.
Поэтому надеюсь, что думающие люди вернутся во власть.